Стройка вне закона
25 марта судебные приставы Октябрьского отдела Иркутска опечатали 10 этажей и цоколь незаконно возводящейся жилой новостройки общей площадью 19695 кв. м по улице Пискунова, 40. Исполняли решение суда приставы не в первый раз: до этого представители застройщика, «в принципе согласного с незаконностью строительства», уже вскрывали опечатанный недодел и продолжали строительство. Несмотря на неоднократные запреты, наблюдатели почти не сомневаются, что многоэтажка будет достроена.
Скандалу вокруг строительства на участке земли в 1307 кв. м по улице Пискунова в этом году пошёл уже третий год. Ещё осенью 2008 года, когда возведение здания только начиналось, оказалось, что застройщик – ООО «МетРоссо» – не получил положительного заключения госэкспертизы на проектную документацию и разрешения на строительство. В сентябре того года комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутска (КУМИ) подал в арбитражный суд иск о сносе незаконно возведённого здания – тогда в доме было построено не более трёх этажей. Исполнительный лист в Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области поступил, когда на Пискунова уже высилась четырёхэтажка. В качестве обеспечительной меры суд вынес решение о запрете строительства, которое застройщик, однако, не торопился выполнять.
Нынешнему исполнителю решения суда – приставу Октябрьского отдела Иркутска Татьяне Цветковой производство было передано в сентябре прошлого года. Строительство здания продолжалось. «Мы связывались с компанией «МетРоссо» много раз, требовали прекратить строительство, – рассказала она. – В письменном объяснении представитель застройщика соглашался, что возведение ведётся незаконно, но сообщал, что прекратить его не может, якобы потому что дольщики будут возмущаться. Поэтому собирался «строить, пока строится», а потом сносить, если обяжут».
В то же время строительная компания выплачивала все штрафы, которые налагались приставами за различные нарушения. По словам Цветковой, всего санкций было наложено примерно на 50 тысяч рублей и не погашены пока только последние.
Дни непослушания
19 марта судебные приставы Октябрьского отдела вручили представителю «МетРоссо» требование о предоставлении им ключей от квартир, чтобы таким образом прекратить строительство, рассказала Татьяна Цветкова. Здание на тот момент уже было почти достроено, проводились работы по возведению крыши и внутренней отделке.
– Но прораб, у которого должны были быть все ключи, к нам не явился, – сообщила Цветкова. – Тогда 22 числа мы опечатали весь первый и вход на второй этаж, однако наша следующая проверка 24 марта показала, что застройщик вскрыл этажи и в здании снова ведутся работы. Когда мы приехали, на объекте трудились мигранты из Кореи, но они быстро побросали инструменты и ключи от квартир, в которых работали, и сбежали.
На следующий день судебные приставы опечатали незакрывающийся объект по второму кругу: на этот раз был закрыт доступ на каждый этаж и в каждую квартиру. Кроме того, привлекли к административной ответственности представителей сантехнической фирмы, которые оказались не такими проворными, как корейцы, и скрыться не успели.
Строительство, кажется, и правда было приостановлено. 29 марта в разговоре с корреспондентом «Конкурента» Светлана Цветкова сообщила, что только что прибыла с объекта и «вроде бы там ничего не строят».
– Хотя кто их знает. Может, по ночам какие-то работы ведут, может, по выходным, – тут же оговорилась она. – Я же не могу там постоянно дежурить.
Помощь извне
По информации приставов, из объяснения представителя застройщика ясно, что он рассчитывает «узаконить строительство, получить необходимые документы и продолжить реализовывать квартиры». В этом у «МетРоссо» появились сторонники – люди, уже купившие квартиры в недостроенной многоэтажке. Недавно они решили помочь компании доказать чиновникам законность ведущегося строительства.
В начале марта в областную службу госконтроля и строительного надзора от граждан, вложивших свои деньги в дом на Пискунова, поступила копия документа под загадочным названием «Разрешение», сообщила начальник отдела правовой и кадровой работы службы Маргарита Ли (служба выступает в иске КУМИ третьим лицом).
В документе значилось, что он выдан ООО «МетРоссо» 25 октября 2008 года неким архитектурно-строительным отделом Международной академии общественных наук. По словам обратившихся граждан, при заключении сделки по приобретению жилья этот документ фигурировал как разрешение на строительство.
Однако областные чиновники разочаровали инициативных покупателей незаконной недвижимости.
– Существует Градостроительный кодекс, по нему разрешение на строительство должен давать комитет по градостроительной политике, а вовсе не «общественная академия», – заявила Марагарита Ли. – Это сообщение вызвало у людей недовольство, однако официальных жалоб от них нет: мы ведь государственный орган, обязаны реагировать на официальные запросы, а люди боятся мешать строительству. По этой же причине никому не известно количество покупателей квартир в этом доме.
Татьяна Цветкова отметила, что в прокуратуру направлен запрос о том, поступали ли туда жалобы на прекращение строительства, однако пока ответа нет. Что можно сказать точно – среди людей, совершивших сомнительные вложения в квартиры «МетРоссо», нет дольщиков, потому что без получения разрешения на строительство невозможно было зарегистрировать договор долевого участия в регистрационной службе.
Строительная легенда
Индивидуальный предприниматель Евгений Кузнецов, который является учредителем ООО «МетРоссо», за несколько лет стал просто легендой в строительной отрасли Иркутска. Все пять возведённых с огромной скоростью его предприятиями ООО «МетРоссо» и ООО «РоссДСМ» дома значатся в списке зданий, чьё строительство ведётся с нарушением закона и покупка помещений в которых не рекомендуется службой жилищного контроля и строительного надзора. Он так и называется – «Перечень объектов, строительство которых осуществляется с участием Кузнецова Е.Н.».
По словам Маргариты Ли, схема возведения всех объектов давно известна чиновникам: земельный участок приобретается Кузнецовым в собственность, на нём начинается якобы индивидуальное строительство, за которым власти не могут осуществлять надзор. Например, когда стали возникать вопросы к новостройке на Пискунова, Кузнецов присылал официальные письма о том, что он возводит двухэтажный гараж. Потом «вдруг» дом вырастает до 5-6 этажей и на построенные квартиры «быстренько находятся покупатели». Дальше строительство ведётся параллельно с войной с различными контролирующими службами, которые из-за бюрократических препон не могут реально помешать нарушителю. Скорости возведения объектов Кузнецовым остальные иркутские застройщики могут только позавидовать: 11 этажей за год. С качеством строений хуже. В новостройке коридорного типа на Пискунова существует только один выход, который делает практически нереальной эвакуацию людей в экстренных ситуациях, говорит Маргарита Ли. Кроме того, здания возводятся и летом, и зимой, тогда как в морозы лить бетон запрещено.
– Наша служба может только наложить штраф. Для Кузнецова как для физического лица он составит не более 2 тысяч рублей – эти траты, естественно, не препятствуют строительству, – сообщила Маргарита Ли. – Для того чтобы прекратить застройку, нужно решение суда, а пока мы его получаем, дом уже наполовину заселён людьми и снести его невозможно.
В поисках преступления
Сейчас органами дознания службы судебных приставов ведётся проверка действий руководства «МетРоссо» на предмет наличия в них состава преступления, предусмотренного статьёй 315 УК «Неисполнение решения суда», максимальное наказание по которой предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, сообщил работник пресс-службы управления службы судебных приставов Станислав Степанов. Проверка ведётся уже второй раз: вначале, по мнению суда, состава преступления не нашлось. Вообще, надо сказать, во всех случаях уже оконченного незаконного строительства уголовные дела за неисполнение судебных решений либо не возбуждались, либо закрывались. В 2004 году дознавателями службы судебных приставов было возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК в отношении организаторов строительства гостиницы «Европа». Но «за отсутствием состава преступления» оно было прекращено прокуратурой.
Наблюдатели сомневаются, что незаконно возведённое здание на Пискунова как-то изменит ситуацию. По словам чиновников, реальный пример исполнения решения суда о сносе многоэтажки один – снос самовольно возведённого трёхэтажного нежилого пристроя к гостинице по улице Терешковой, 2б. Его чиновники упорно называют «снесённой многоэтажной гостиницей».
– Чаще всего незаконно возведённые объекты не регистрируются, и люди живут без документов, возможно, из-за этого страдая и в плане водоснабжения и подачи электричества, – призналась Маргарита Ли. – В основном это другие объекты учредителя ООО «МетРоссо» господина Кузнецова. А на вопрос о привлечении его к уголовной ответственности можно будет ответить только после решения суда, которого мы ждём с 2008 года.