«Стратегия – тема долгоиграющая»
На следующей неделе делегация Иркутской области отправится в Красноярск на межрегиональную партконференцию «Единой России» по вопросам развития Сибири. Нет, вы не угадали. Иркутяне не покажут там собственную программу социально-экономического развития. Во-первых, потому, что её пока нет, во-вторых – её никто и не просил. Мы везём туда десять «реальных» проектов, которые «соответствуют всем требованиям исторического момента» в понимании партии власти. В одном ряду оказались мегапроект Nitol solar и строительство средней школы в усть-ордынской глубинке. Эта «мозаика» должна дать ощущение продуманной стратегии.
«Ощущение некоего хаоса»
Корреспонденту «Конкурента», побывавшему на двух мероприятиях, посвящённых социально-экономическому развитию Иркутской области, так и не удалось понять, когда будет готова программа этого самого развития. Министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Владимир Пашков заявил, что её подготовят «в ближайшее время». Как выяснилось позже в кулуарах – к Байкальскому экономическому форуму.
«Стратегия – тема долгоиграющая», – философски заметил один из участников «круглого стола», организованного центром социально-консервативной политики «Байкал» и клубом прямого политического действия «4 ноября» «Единой России». Несмотря на то что тема была заявлена – «Проекты социально-экономического развития Иркутской области», – собственно о направлениях развития региона так ничего и не было сказано ни в день «круглого стола», ни на следующий, во время расширенной конференции ИРО «ЕР». Хотя доклад министра Владимира Пашкова звучал именно так: «О социально-экономическом развитии Иркутской области на период 2010–2011 годов». Причина крылась в том, что «музыку» на этом мероприятии заказывает центральная «Единая Россия», потребовавшая привезти на форум в Красноярск (29-30 марта там пройдёт межрегиональная партийная конференция «Сибирь – развитие промышленно-инновационного, социокультурного и интеллектуального потенциала») не столько стратегию, сколько «реальные» проекты. То есть с готовой проектно-сметной документацией в начальной стадии, полным набором инвесторов и конечным сроком реализации к 2011 году. Позиция беспроигрышная, поскольку появится ощущение «как много сделано». На следующей неделе иркутское «как много сделано» уезжает в Красноярск, где соберутся около тысячи представителей регионов СФО. Наш регион представит «большая, очень серьёзная команда» из 80 человек – власть плюс бизнес, сказал Владимир Пашков. Экзамен для власти серьёзный, поскольку доклады будет слушать премьер Владимир Путин.
Каждый регион, как заявил Пашков, представит «ключевые» проекты, которые «соответствуют всем требованиям исторического момента». Исторический момент требует от членов «ЕР» отчёта о сделанном, а не прогнозов, пояснил министр. Сейчас регион пытается получить некий «кумулятивный эффект», позволяющий области «перейти в новое состояние ментальности» за счёт готовящейся программы социально-экономического развития. А до этого в Красноярск отправят «мозаику» из десяти проектов. В это время программа будет проходить стадию «синхронизации» с федеральными документами, бизнесом и социальной средой. Пикантность ситуации заключалась в том, что Пашков предложил послушать его мысли о документе, который большинство пока не видело. «Уже дали бы какую-нибудь программу, мы бы хоть знали, что синхронизировать», – высказался один из участников «круглого стола».
Владимир Пашков, очевидно, предчувствуя такую реакцию, заметил: «Эта дискуссия, на первый взгляд, создаёт ощущение некоего хаоса, хаотичного процесса, который не структурируется в чёткую схему. Безусловно, я с этим не согласен. Нельзя не признать, что пространство планирования, пространство структурирования наших действий, последовательность этих действий, выстраивание приоритетов в очерёдности реализации планов всё-таки уже более понятно, более прозрачно». Правительство «много на разных уровнях, в разных местах» представляло концепцию стратегии развития Иркутской области, и эта концепция «в точках роста» хорошо коррелирует с тем, о чём говорят президент, правительство и «вообще гражданское общество», сообщил министр.
«Это бы отстоять!»
Гражданское общество с президентом, очевидно, говорило о проекте производства поликристаллического кремния компании Nitol solar с 7,5 млрд. рублей инвестиций Роснано. То, что Nitol solar выбрал площадку именно на территории Иркутской области, очевидно, большая удача нашей малой родины. Иначе трудно представить, какой проект поехал бы в Красноярск как «ключевой». Этим летом, сказал Пашков, предприятие будет производить в шесть раз больше продукции – 1,8 тысячи тонн. А в четвёртом квартале 2010 года или в первом 2011-го – 3,5 тысячи тонн. С точки зрения Пашкова, комбинат в Усолье станет «одной из ключевых точек роста», которая снимет с региона ярлык «сырьевого».
Памятно в регионе слово «биобутанол». Хотя забылось, что первая продукция должна была выйти с ОАО «Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий» в декабре 2009 года. Под проект уже было привлечено 450 млн. рублей кредитных средств из необходимого объёма в 1,5 млрд. рублей. Потом был назван другой срок – второй квартал 2010 года. Сейчас, по информации министра, «финансирование открыто». «В декабре 2011 года на проектную мощность они, скорее всего, выйдут», – заверил Пашков. Но потом дал ещё один срок – начало 2012 года. «Мы будем той точкой, откуда начнётся новая история биотехнологического производства в России», – сказал министр.
Красноярску предстоит узнать, что у нас наконец-то заканчивается строительство объездной дороги вокруг Иркутска стоимостью в 2,3 млрд. рублей. Она позволит вывести за пределы города 70% транзитного транспорта. Правда, сроки у всех разные – в контракте ЗАО «Труд» значится 25 октября, а губернатор в своё время пообещал на открытии моста через Ангару главе Федерального дорожного агентства Анатолию Чебунину другой срок – 1 сентября. «Мы будем это делать, но не в ущерб качеству», – заметил глава ЗАО «Труд» Сергей Тен. Часть аудитории, кстати, не разделила радость от окончания этого важного, но всё же локального проекта. «Может быть, нам не на шаг, а на два шага вперёд решать вопрос дорожного строительства?» – осведомился один из участников. Сергей Тен сообщил, что сейчас обсуждается возможность «приделать ноги» проектам трассы «Вилюй», обходов таких городов, как Тулун и Усолье-Сибирское.
В списке проектов есть и реконструкция взлётно-посадочной полосы существующего аэропорта стоимостью 1,1 млрд. рублей, поскольку шансы получить деньги под новый аэропорт «в ближайшее время не очень большие», сообщил замминистра экономического развития Дмитрий Ялов.
Уже принято решение о выделении из федеральной казны 50 млн. рублей на проектно-сметную документацию. Отвечая на призывы премьера, из недр Слюдянского района всплыл знакомый проект ЗАО «Байкалсан» по производству питьевой бутилированной воды. Хотя в него пока вложено всего 60 млн. из требуемых 936 млн. рублей, Дмитрий Ялов заявил, что к 1 июня должны быть завершены проектно-изыскательские работы, а ввод первой очереди запланирован на 2011 год. «Неслучайно» в списке появился и проект компании «Госстрой» по производству малоэтажных домов ценой более миллиарда, поскольку региональная власть следует курсу, данному президентом, пояснил Ялов. Рядом – пристрой к городскому перинатальному центру в 1,3 млрд. рублей и реконструкция тепловых сетей Бодайбо и Усть-Кута в 2 млрд. рублей. 235 млн. рублей стоит проект санной трассы в Братске.
«Изюминкой» списка стал «инвестиционный» (так его именуют в Минэкономразвития) проект строительства средней школы № 10 в селе Каменка УОБО, оценённый в 135 млн. рублей. Эта школа из президентского указа об объединении, на которую Федерация не спешит давать 113 млн. рублей. Власти региона попросту решили «обратить внимание» премьера на неё. Появится новая школа в одну смену – и «соответственно успеваемость учеников повысится», считает Дмитрий Ялов.
Конечно, школу нужно строить. Только, наверное, этот локальный проект имеет весьма опосредованное отношение к тем проблемам, которые должны решать чиновники ранга министра. Участники «круглого стола» робко намекнули, что неплохо было бы обсудить на красноярской площадке проблему Сухого Лога или Ковыкты. И задали вопрос о газификации. На что Владимир Пашков ответил, что у правительства нет полномочий по управлению процессами на уровне Федерации. «Первое – газификации быть, – заявил министр. – Второе – газификации быть не обязательно с «Газпромом». Всё, что касается вопросов освоения малых месторождений, находится, к счастью, пока в нашей компетенции, здесь мы можем вести переговоры». «Что касается конкретно освоения Ковыкты, то позиция администрации не раз была высказана», – отметил он.
«Мне всегда странно слышать претензии к власти, но, как сказал кто-то из великих, «народ достоин той власти, которую имеет», – добавил министр. – Поэтому когда я говорю о программе социально-экономического развития, это как раз тот инструмент, который позволяет сделать максимально публичными и ответственными обе стороны». На вопрос журналистов «Вы кого-то приглашали к обсуждению этого инструмента?» Пашков ответил: «Жаль, что вы не знаете, но с марта прошлого года мы были во всех ныне существующих институтах: Общественной палате, совете ректоров, у студентов, ветеранов и так далее». «Наверное, не с теми обсуждали, господа, если у вас обратной реакции нет», – заметил один из журналистов. «Я уверяю вас, что обратная реакция есть, но, может быть, вы эту обратную реакцию не продемонстрировали», – парировал Пашков. Кто-то пришёл ему на помощь, заявив: «Это бы отстоять!».
«Есть стратегия развития Сибири, утверждённая или провозглашённая в ряде документов, – сказала «Конкуренту» завкафедрой финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежда Грошева. – И в ней озвучен ряд приоритетных проектов. Организаторы «круглого стола» в раздаточном материале сами заявили четыре приоритетных направления, среди которых повышение энергоэффективности экономики и восстановление статуса Иркутска как делового и научно-образовательного центра Восточной Сибири. Логично предполагать, что проекты должны соответствовать стратегии и приоритетам развития. Насколько я понимаю смысл публичной презентации, нужно не только показать, что мы уже начали реализовывать, но и получить поддержку под проекты в любой форме. А в части проектов мы даже и не начали реализацию. Например, проект по нанотехнологиям анонсирован и принят к реализации на уровне Роснано, и наша роль в этом сомнительна. В этом ключе большинство представленных проектов не соответствует ни тому, ни другому пункту. Было бы целесообразно презентовать действительно масштабные инфраструктурные проекты, требующие поддержки на федеральном уровне».
«Каждый отдельный объект, безусловно, важен для развития конкретной территории, – сказала «Конкуренту» доктор экономических наук, профессор БГУЭП Лариса Соколова. – Но вообще-то в Иркутской области ещё 21 территория, мы же рассказываем об объектах, которые обеспечат благополучие всего трём городам. Что будет с остальными? Этими проектами мы просто латаем дыры. А инновационного развития области я не вижу. До сих пор у нас не проработана стратегия региона, не определены приоритеты. К сожалению, эти 10 проектов, несмотря на их важность, – далеко не стратегия. Надо чётко понимать: времена изменились и не центр определяет развитие региона, а сами региональные власти. Наше благополучие зависит не от того, покажем ли мы 10–20 успешных проектов руководству страны, а от того, как эффективно местная власть умеет вести переговоры с корпорациями».
«Утвердить инвестиционные проекты…» – этот листок с проектом решения был у каждого участника конференции «ЕР» ещё до начала. Утвердили. Всё будет направлено рабочей группе партии по подготовке проекта «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года». Если власть видит свою задачу именно в том, чтобы «отстоять хотя бы это», то семи минут выступления на форуме в Красноярске вполне достаточно. Чтобы успеваемость в Каменке выросла.