Хроника неуправляемого скандала
Скандал с издевательствами девятиклассников над престарелой учительницей физкультуры в шелеховской школе № 1 достиг своего пика – им уже заинтересовались и федеральные СМИ, а самой потерпевшей позвонили с ток-шоу «Пусть говорят» с заманчивыми предложениями. Широкой публике между тем также стало известно, что несколько учеников девятого класса избивали на уроках физкультуры учителя, снимали происходящее на мобильные телефоны, монтировали ролики с наложением бодренькой музыки и выкладывали в Интернете. «Конкурент» попытался разобраться в хронике неуправляемого скандала.
Последний урок
Эта история началась с середины. Урок физкультуры был последним во второй смене в субботу, 13 марта. В девятом классе всего 26 учеников, но на урок пришли только шестеро, а к его началу остались всего четыре подростка. Одному 16 лет, остальным – по пятнадцать. Все из благополучных семей, учились хорошо, в школе вели себя удовлетворительно, занимались спортом, ни в чём плохом раньше не замечались, на учёте в ИДН не состояли. Нормальные парни.
Что произошло дальше, сейчас выясняет следствие. Некоторые СМИ уже написали, что 73-летнюю учительницу физкультуры Валентину Леонидову ученики замотали в волейбольную сетку и играли её телом в футбол. Но начальник управления образования, молодёжной политики и спорта Шелеховского района Ольга Скороходова уточняет:
– Мы это ни подтвердить, ни опровергнуть не можем. Прокуратура сейчас проводит проверку, выясняет, кто из подростков и что сделал, сколько всего было этих эпизодов. Мы видели тот же ролик, что и все остальные, – ученики в спортзале пинают учителя, пинают дверь в её кабинет, потом валят её за одежду на пол. Мы пытались выяснить у них, почему они так поступили. Но у них только один ответ: «Она меня стукнула – я её тоже стукнул…».
Выясненные на сейчас причины конфликта учеников со старым учителем выглядят нелепо: Валентина Петровна была очень требовательна к своим урокам, в частности, жёстко придерживалась старой, «советской» формы – шорты и белая майка. Старшеклассники считали это странным капризом учителя. На вопрос, почему 73-летняя учительница продолжала преподавать, да ещё и столь подвижный предмет, в районном управлении образования пожимают плечами:
– У нас дефицит кадров, и учителя не стоят в очередь преподавать в школе. А Валентина Петровна была очень здоровой и бодрой, она до сих пор на шпагат садится.
Нужно отметить, что пострадавшая учительница работала в школе со дня открытия – с 1965 года.
Сор из избы
Общественным достоянием эта отвратительная история стала случайно и при пассивном противодействии теперь уже бывшего директора школы, 51-летней Ирины Михайловой. Ей о происшествии стало известно ещё в начале предыдущей недели от учениц из злополучного класса, но никаких мер директор принимать не стала.
[/dme:i]
– Это является её тягчайшим проступком! – категорически комментирует Ольга Скороходова. – Она была обязана сразу же сообщить об этом нам. Все учителя знают, что работники управления образования буквально «спят с мобильниками под подушкой» именно на такой экстренный случай. Нужно признаться, что это ЧП в школах у нас не первое и всегда на звонки учителей и директоров мы реагировали очень оперативно.
ЧП удалось бы замять, если бы не случайность. В четверг, 18 марта, о произошедшем в школе № 1 узнал из разговора с коллегой учитель физкультуры другой шелеховской школы. В тот же день вечером этот учитель рассказал о происшествии одному из специалистов управления образования. А она по телефону сообщила информацию начальнику управления Ольге Скороходовой. На 8.30 утра пятницы, 19 марта, было назначено расширенное заседание управления, на котором было принято решение о проведении служебного расследования с привлечением педагогического коллектива школы № 1, милиции, прокуратуры и ИДН:
– Мы с самого начала не стремились как-то замолчать эту историю. Когда выяснилось, что в школе в течение недели после ЧП расследования проведено не было, директора Михайлову освободили от должности. Все материалы собственного расследования мы передали в прокуратуру.
В воскресенье, 21 марта, сотрудники управления побывали у Валентины Петровны – к этому времени учительницу забрала к себе в Иркутск её дочь, тоже преподаватель. Ей уже предложили принять участие в ток-шоу «Пусть говорят», но женщина категорически отказалась, заявив: «Это не шоу, а судебное расследование!». В начале этой недели она подала собственное заявление в милицию по месту жительства матери о возбуждении уголовного дела.
– В некоторых СМИ уже сообщили, что старая учительница страдала от обширного склероза и не помнила ничего, что с ней происходило накануне. Это правда? – попытался выяснить обстоятельства произошедшего корреспондент «Конкурента».
– Ну что вы, Валентина Петровна совершенно адекватный и разумный человек! – возмутилась Ольга Скороходова. – Я сама у неё училась, поэтому хорошо её знаю. Несмотря на возраст, она сохраняла ясный рассудок. Я не понимаю, действительно ли она не помнит произошедшего, может, это защитная реакция психики или ей настолько стыдно признать, что это действительно происходило. Мы показали ей запись, она сильно плакала и повторяла только одну фразу: «Боже, до какого позора я доработалась!».
«Это другой ролик!»
Сейчас в школе каникулы. Исполняющая обязанности директора Людмила Брянская с журналистами говорит неохотно:
– Сейчас в школе всё в порядке, мы готовимся к новой четверти, работа идёт в плановом режиме.
– В понедельник у вас было собрание педагогического коллектива, о чём вы говорили?
– Без комментариев! – быстро, в одно слово, произносит Людмила Брянская и торопливо закрывается в своём кабинете. Так же немногословны все – и учителя, и ученики. Мы поговорили с несколькими учащимися школы. Во всех случаях это выглядело так, будто ответы они учили по одной бумажке:
– Вы знали, что старшеклассники издеваются над учительницей физкультуры?
– Да.
– Откуда и когда узнали об этом?
– По телевизору увидели…
– Как зовут пострадавшую учительницу?
– Мы не знаем. Мы вообще в другую смену учимся…
Вся школа учится в другую смену. Одна из учителей физкультуры (в школе их вместе с пострадавшей четыре), которую мы застали в спортзале, не пожелала не только прокомментировать ситуацию – она побоялась даже представиться. Кстати, служебное расследование управления образования выяснило: как минимум двое учителей физкультуры знали, что над Валентиной Петровной издеваются ученики. Хотя в школе о происходящем было известно не многим – когда ролик показали учителям на общем собрании, многие не смогли сдержать слёз.
Эта история получила огласку с середины, потому что в ходе служебного расследования оказалось, что издевательства над педагогом начались задолго до последнего урока несчастливого 13 марта. Когда специалисты управления образования стали опрашивать детей, выяснилось, что ролик «Серега против Вафли», который выложен в Интернете, был записан вовсе не 13 марта, а гораздо раньше! К учителям он попал чудом – сами «агрессоры», как только в школе началось широкомасштабное разбирательство, ролики со своих телефонов быстро «потёрли». Но один из них обнаружили на мобильниках учеников седьмого класса.
Сейчас следствие продолжается. Директора Ирину Михайлову сначала хотели уволить по статье, которая никогда не позволит ей больше занимать руководящих должностей в сфере образования. Потом разрешили ей написать заявление по собственному желанию, но с выговором. Родители четырёх подростков, узнав о деяниях своих чад, были искренне возмущены и выразили готовность немедленно и сурово их наказать. Но когда выяснилось, что произошедшее – подсудное дело, они стали защищать своих детей и отказываются общаться со следователями и педагогами.
Как только закончатся каникулы, специалисты управления образования намерены провести собрание в школе, которое они сами называют «товарищеский суд». На нём будут выясняться причины, по которым произошедшее стало возможным в одном маленьком коллективе.
Сотрудник пресс-службы ГУВД по Иркутской области Герман Струглин сообщил «Конкуренту», что вместе с заявлением об издевательствах учеников над учительницей в милицию поступило заявление от родителей этих учеников, которые считают, что их дети были вынуждены защищаться от рукоприкладства со стороны педагога. Сейчас идёт проверка обоих обращений.