Экскурсия вне очереди
Открытия уникальной экспозиции «Развитие жизни в процессе абиотических изменений на Земле» посетители Байкальского музея СО РАН ждут уже три месяца. Планировалось, что она станет доступной с началом этого года. Но её создатели передвинули сроки открытия. Хочется, чтобы всё было идеально, говорят они, поэтому некоторые участки сейчас приходится переделывать. И первых посетителей экспозиции музей примет в начале этого туристического сезона. А пока внеочередная экскурсия была проведена для прессы и руководителя компании «Иркутскэнерго» Сергея Эмдина.
Премьерный зал
Первый зал новой экспозиции немного напоминал салон электронной техники. По стенам развешаны шесть широких плоских экранов – по одному на каждую ступень развития жизни на планете.
[/dme:i]
[/dme:igroup]
– Это диорамы, изображения на которых будут демонстрировать историю появления Земли и её развития, – вёл экскурсию директор музея Владимир Фиалков.
Сейчас половина фильмов для диорам уже готова, половина – в процессе доработки. Процесс сложный и трудоёмкий, поэтому результатом его очень довольны и называют эти диограмы «гордостью экспозиции».
– Такими анимациями занимаются большие коллективы, целые студии, а у нас их создают два человека, – рассказал Владимир Фиалков.
По словам главного специалиста музея Василия Маслюкова, непосредственно занятого в производстве анимаций, на создание одного видеоролика требовалось около девяти месяцев.
– Нужно было сделать модель каждого животного, растения, потом покрыть их кожей. Мы хотели заказать ролики у специалистов из Тайваня, которые профессионально занимаются такой анимацией, но они сказали: «Без проблем, базовая цена – тысяча долларов секунда». Поэтому мы всё делали самостоятельно, – сообщил он.
Экскурсию для внеочередного посетителя выставки начали с первого экрана – процесс зарождения планеты уложился у специалистов Байкальского музея чуть больше, чем в три минуты.
– Главное, чем определялась длительность видеоматериалов, – это продолжительность экскурсии, – пояснил Василий Маслюков. – Так что общая длина шести роликов – 18 минут. Для того чтобы уложиться в это время, мы на нескольких заседаниях учёных советов Байкальского музея определяли сюжеты, которые, на наш взгляд, наиболее наглядно демонстрируют происходившие в каждый из периодов процессы.
Второй блок первого зала экспозиции посвящён архейской эре в геологии – древнейшему периоду истории земной коры, закончившемуся 2,5 млрд. лет назад. Третий рассказывает о протерозое – самой длинной в истории Земли эре. В это время содержание кислорода на планете достигло примерно 1% от его содержания в атмосфере, современной нам, и на Земле стала уверенно формироваться жизнь. На четвёртом экране, изображающем палеозойскую эру, эта жизнь выходит на сушу. А к концу следующего, мезозойского периода, формируются основные контуры современных материков, на которых появляются динозавры. Однако на экране, посвящённом мезозою, во время экскурсии жевал травку вовсе не динозавр, а жираф.
[/dme:i]
[/dme:igroup]
– Так динозавр и есть будущий жираф, – улыбнулся Владимир Фиалков. Между прочим, у динозавров с жирафами общая беда – они дошли до гиперспециализации, высшей ступени развития. Поэтому сейчас жирафы особо охраняются.
Эта трансформация вызвала огромный интерес у Сергея Эмдина и начальника управления по связям с общественностью компании Андрея Швайкина. «Смотри, бабр!» – шутили они, указывая на изображение одной из стадий превращения серого волка. Изображение действительно очень напоминало мифического зверя. «Все водные млекопитающие, которые сейчас есть, раньше ходили по земле, – пояснил Василий Маслюков. – Просто кому-то из них стало нечего есть, и они «ушли» в океан».
До чего техника дошла
Владимир Фиалков провёл экскурсию в следующий зал.
– Здесь мы расскажем о том, как примерно двадцать пять миллионов лет назад появился Байкал, и о его современном существовании и биологическом наполнении. Тут, – он показал на углубление в стене, – будет ледовый домик с чучелом белька – детёныша нерпы. Живых бельков мы держать не можем – в этом состоянии они проводят всего две недели.
Третий зал будет посвящён организмам, заселяющим Байкал.
– В углу у нас будет сооружён макет Байкала в разрезе, – поделился планами Фиалков. – Там будет показано, как в озере меняется температура в зависимости от его глубины и времени года. Похожая конструкция была и в старой экспозиции, но в нынешней всё оживёт, потому что у нас есть 260 часов высококлассной подводной съёмки, сделанной с батискафа «Мир». Эти съёмки будут постоянно обновляться. Причём зрители смогут сами выбирать маршрут и смотреть, как становится лёд, как расселяются животные по глубинам.
Четвёртый зал расскажет об исследованиях Байкала, пятый – об охраняемых территориях вокруг озера. Участок экспозиции, о котором Владимир Фиалков говорил с особым трепетом, – экраны в пятом зале, на которые в реальном времени будут передаваться изображения с Ушканьих островов и из Байкало-Ленского заповедника.
– Это наблюдения в реальном масштабе времени, что вообще уникально для нашей страны, – такого ни в одном российском музее нет, – по-хвастался Фиалков. По его словам, это, наверное, самая дорогостоящая часть экспозиции, потому что требует постоянного продолжения съёмок и, соответственно, вложения денег. Сейчас месяц съёмок стоит около 70 тыс. рублей, а канал передачи рассчитан всего на два мегабита. Но в будущем сотрудники Байкальского музея получат разрешение пользоваться телевизионным каналом, что повысит качество изображения.
Байкал вживую
Последний, шестой, зал экспозиции посвящён природопользованию. Большую часть этого зала уже сейчас занимают стенды компаний «Иркутскэнерго» и «Востсибуголь». Основной упор сделан на гидроэнергетику региона, уникальные условия для развития которой создаёт перепад высот между истоком и устьем реки Ангары. Это наглядно демонстрирует макет каскада ГЭС в разрезе, внутри которого будет циркулировать вода. На нём отображены все данные по уровню перепада высот, до 350 метров.
[/dme:i]
[/dme:igroup]
Посетителям музея предложат почувствовать себя настоящими энергетиками: рядом с макетом каскада стоит модель рабочего колеса Братской гидроэлектростанции масштабом примерно 1:20, покрутив которое можно будет «зажечь» лампу, находящуюся сверху колеса.
Над макетами каскада и турбины висит рельефная карта Иркутской области, сделанная специально по заказу «Иркутскэнерго». На ней, кроме населённых пунктов и территорий с обозначением высот и перепадов, отмечены все объекты региональной энергосистемы: электро- и тепловые станции, линии электропередачи – действующие и проектируемые.
На стендах компании – фото строительства плотин, добычи бурого и каменного угля – основного топлива для тепловых станций энергетиков. Рассказы о «людях-легендах»: Андрее Бочкине, первом руководителе строительства Иркутской ГЭС, и Иване Наймушине, возглавлявшем «Братскгэсстрой».
Историческая хроника развития природопользования Иркутской области демонстрируется на большой плазменной панели. Компании «Иркутскэнерго» удалось восстановить архивные съёмки о становлении «Востсибугля» – с 1937 года, и о строительстве гидростанций – с 1953-го. «Иркутскэнерго» планирует восстанавливать документы и дальше, чтобы создать свой исторический архив. Помимо истории экран покажет и современность: на нём будут демонстрироваться схемы, графики и планы перспективного развития «Иркутскэнерго».
По словам руководителя группы по внутрикорпоративной политике ОАО «Иркутскэнерго» Владимира Медведева, в будущем в рамках экспозиции установят справочные электронные терминалы.
– Молодёжь сейчас «продвинутая», а текстовка воспринимается не всегда, – констатировал Медведев. – А вдруг у посетителей возникнут вопросы, какова мощность плотин или их годовая выработка? На них тут же можно будет найти ответы.
По итогам посещения экспозиции Сергей Эмдин сказал, что это «достойный итог трёхлетнего сотрудничества «Иркутскэнерго» с музеем».
– Мы считаем развитие музея одним из ключевых своих проектов, потому что именно отсюда можно объяснить миру уникальность Байкала. Для нас большая честь, что мы можем внести свою лепту в жизнь одного из немногих музеев в мире, посвящённого озеру. Я думаю, мы продолжим наше сотрудничество, потому что ставим перед собой задачу увидеть новую экспозицию полностью готовой.