Без срока годности
Энергетики обновляют оборудование электростанций
Программа надёжности ОАО «Иркутскэнерго» в этом году существенно расширилась. Затраты на ремонт оборудования станций и сетей увеличились приблизительно на 30%. Выполнение программы находится под надзором государства, которое с начала года ужесточило контроль ремонтных работ на энергообъектах. Параллельно власти вместе с энергетиками и учёными ведут подготовку Концепции надёжности электроэнергетики РФ. Одним из основных вопросов документа остаётся вопрос о том, как правильно оценивать состояние оборудования станций, которые снаружи старые, но новые внутри.
Большой ремонт
В 2010 году «Иркутсэкнерго» намерено инвестировать в надёжность своих объектов 3,4 млрд. рублей, сообщил заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер Евгений Новиков. «В связи с кризисом мы перенесли часть работ с 2009 года, поэтому сейчас программа расширилась», – уточнил он. Только ремонтные затраты в этом году превысят прошлогодние примерно на треть. Программа, по словам Новикова, включает масштабную подготовку ТЭЦ, в частности замену поверхности нагрева на котлах. «В следующем отопительном сезоне ожидается рост потребления энергии, поэтому требования к тепловой генерации растут», – пояснил он.
В рамках повышения надёжности системы энергетики продолжают проект «Малый юг» по соединению систем теплоснабжения Иркутска и Ангарска. Предусмотрены также вложения в тепловые сети в Братске, Усолье-Сибирском, Черемхове. «Меняем целые участки, делаем новые типы изоляции, чтобы потом 30–40 лет к ним не возвращаться», – уточнил Новиков. В программе надёжности, по его словам, традиционно заложены работы по электрике – замена релейных защит на станциях и перевод управления станциями на автоматические цифровые системы. Серьёзный блок мероприятий относится к топливоподаче. Как рассказал Новиков, нынешняя зима показала, что энергетикам и угольщикам предстоит решить много проблем в этом вопросе. «Особое внимание в программе уделено Ново-Иркутской ТЭЦ. На эту станцию сейчас максимальная нагрузка, работают практически все котлы, идёт постоянная подача топлива и съедание угольного склада», – отметил главный инженер «Иркутскэнерго».
Первым делом ГЭС
Существенная часть программы надёжности иркутских энергетиков отдана гидроэлектростанциям. «Авария на Саяно-Шушенской ГЭС потребовала пересмотреть наши планы. Мы расширили капитальные ремонты по срокам и номенклатуре проводимых работ – разборке, проверке всех элементов», – рассказал Евгений Новиков. По его словам, до конца марта на всех трёх ГЭС должны появиться дизель-генераторы для автономного электроснабжения станций. В случае каких-либо аварий ГЭС сможет обеспечивать себя питанием и поддерживать освещение, работу отдельных механизмов, переключать затворы. По следам «Саянки» иркутские энергетики решили установить на ГЭС стационарные системы вибромониторинга гидроагрегатов. «В гидроэнергетике до сих пор это не было предусмотрено. Мы повернулись в сторону мирового опыта, сделали шаг вперёд. Сейчас ищем поставщиков. Установим одну-две системы на каждую станцию, – уточнил Новиков. – В дальнейшем планируем на базе этих систем выставить автоматические защиты, чтобы без участия человека при ухудшении вибрационного состояния отключать оборудование».
Модернизация, утверждает Новиков, не была инициирована под давлением надзорных органов. По «хвосту» прошлого года состоялось действительно много проверок, в том числе Ростехнадзора, но никаких серьёзных нарушений выявлено не было, предписания уже устранены. Как подтверждают в Прибайкальском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), состояние оборудования объектов «Иркутскэнерго» отвечает требованиям безопасности и нет оснований для запрета его эксплуатации на станциях.
В 2009 году коэффициент готовности оборудования (это основной показатель надёжности в энергетике, который определяет готовность оборудования работать без внеплановых остановок в течение года) на ТЭЦ «Иркутскэнерго» составил в среднем 98,82%, на ГЭС – 99,47%. Это одни из самых высоких показателей по стране. На долю незапланированных и аварийных ремонтов пришлось 1,18% на ТЭЦ и 0,53% – на ГЭС.
По старым правилам
«Мы ожидали, что по результатам расследования аварии на СШГЭС сильно изменится нормативная база. Появится что-то вроде противоаварийных циркуляров с конкретными предписаниями, которые в советское время присылало Минэнерго. В этот раз пока всё остановилось на разговорах о вибрационном состоянии гидроагрегатов», – рассказал Евгений Новиков. По его словам, требования надзорных органов пока не изменились, поскольку нормативно-техническая база осталась прежней – «свод законов, по которому живут технари». «Пока в этой ситуации больше нашего творчества. Мы делаем многое сверх того, что предусмотрено действующими правилами, в частности те же системы вибромониторинга», – добавил Новиков.
Единственное, в чём после катастрофы в Хакасии государство изменило правила, – это ужесточение контроля со стороны системного оператора. «Минэнерго хочет показать своё участие и использует этот ресурс. Уже сейчас системный оператор отслеживает запасы топлива, которые должны быть не ниже нормы, – сообщил Евгений Новиков. – Под контроль взяты и ремонтные программы на станциях. Если энергетики решат изменить сроки и номенклатуру программы, то придётся объясняться на очень высоком уровне. Речь ведь идёт о социальной ответственности и жизнеобеспечении населения».
«Срок службы можно продлевать до бесконечности»
В будущем государство, вероятно, усилит свой контроль за надёжностью объектов и введёт обязательный мониторинг состояния оборудования. Минэнерго РФ уже инициировало разработку новой Концепции надёжности электроэнергетики РФ, посчитав недостаточными существующие меры по обеспечению надёжности станций после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Разработкой документа занялась комиссия во главе с директором Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Николаем Воропаем. «Общий анализ состояния объектов энергетики необходим, поскольку этими вопросами последние двадцать лет никто не занимался и отработанной системы мониторинга нет», – уверен он. По словам Евгения Новикова, предстоит прежде всего оценить ситуацию с балансом энергопотребления в разных регионах. «В Сибири большая зависимость от воды. К примеру, выработка на Ангарском каскаде может колебаться от 40 млрд. до 60 млрд. киловатт-часов. То есть 20 млрд. кто-то должен выработать, если будет малая вода», – добавил он.
Одна из основных тем концепции – как правильно оценивать состояние производственных фондов. Только проверять дату выпуска было бы неверным. Существуют и пятидесятилетние котлы, которые постоянно ремонтируются: от них почти ничего «своего» не осталось, потому что все части уже поменяли. При этом по экономике работы к котлам претензий нет. Как подтвердил заместитель руководителя Прибайкальского управления Ростехнадзора Илья Стёпкин, установленный заводами-изготовителями срок службы оборудования (в частности по ГЭС – не менее 30 лет) лишь определяет срок его безаварийной эксплуатации, но не является окончательным. При регулярных ремонтах и заменах отдельных узлов оборудование может работать ещё достаточно длительное время. «Знаете, учёные Всесоюзного теплотехнического института в одном очень уважаемом журнале написали, мол, бытует мнение, что физический ресурс оборудования в электроэнергетике исчерпан и, того и гляди, завтра начнутся массовые разрушения. На самом деле срок службы оборудования можно продлевать до бесконечности при условии своевременного и качественного технического диагностирования и ремонта, – сказал Новиков. – Такого принципа мы и придерживаемся, уходить в глобальные замены, в том числе и на ГЭС, не видим смысла».