«Никто не знает про секс»
Недавно правительство Швейцарии одобрило выпуск детских презервативов. На такой шаг чиновников толкнули последние исследования, согласно которым число подростков от 12 до 14 лет, ведущих активную половую жизнь, значительно возросло с 1990 года, при этом большинство мальчиков никак не предохраняются или делают это неправильно. Ситуация с подростковым сексом в России примерно такая же: средний возраст старта половой жизни россиян – 16 лет. Чуть более 5% девочек начинают половую жизнь в 12 лет, около 35% – в 14–15 лет. Как и от кого повзрослевшие подростки узнают «про это», выясняла Ксения ДОКУКИНА.
Полгода назад я пришла в медицинский центр, чтобы провериться на заболевания, передаваемые половым путём. Выдержав удивлённый взгляд регистратора, попросила сделать анализы на все инфекции, в том числе ВИЧ и сифилис. Особого повода для такого решения не было – просто я подумала, что теоретически в свои 22 года могла подхватить что-то из вышеперечисленного. Как оказалось, не подхватила.
В моём детстве, начавшемся ещё в Советском Союзе, секса не было. В юности тоже, как, впрочем, и сейчас. Секса – как темы разговоров с родителями. Вся информация, которую я получила от них «про это», свелась к детской энциклопедии о строении человека, где я увидела рисованного дяденьку в неудобной позе, лежащего на разрезанной тётеньке.
Подобной картинкой ограничились родители 90% моих знакомых. Естественно, тема секса этим не исчерпалась, поэтому остальную теорию мы почерпнули у старших подруг, которые знали немногим больше нас и в основном оперировали эпитетами.
После – а у некоторых и вместо теории – началась практика. Некоторые мои знакомые сделали аборты. Некоторые родили детей без мужа. Многие успели побывать в очереди у венеролога, лечась от не самых страшных, но очень неприятных инфекций.
Откуда берутся дети
В прошлом году в рамках реализации ведомственной программы «Инфекции, передаваемые половым путём» Иркутским областным кожно-венерологическим диспансером был проведён социологический опрос, в ходе которого выяснили, что 58% иркутских школьников имеют сексуальный опыт. 72% из них – юноши, 28% – девушки. По словам гинеколога детской поликлиники № 2 Екатерины Пугиной, средний возраст старта половой жизни иркутянок – 14–15 лет, хотя есть те, кто начинает и в 12–13. У мальчиков чаще всего это случается ещё раньше.
Между тем, откуда дети берутся, некоторые узнают, только забеременев. По словам врачей, сейчас, когда информацию о том, «как сделать приятно в постели», можно найти в каждом уважающем себя гламурном журнале, уровень сексуальной грамотности молодёжи остаётся по-прежнему низким.
– Нет никакой сексуальной культуры, – констатировала Екатерина Пугина. – Даже о необходимости презерватива знает крайне мало детей. В прошлом году только у нас в больнице было 14 случаев беременности среди девочек с 15 до 18 лет, пять из которых закончились родами, остальные – абортами. Но на всех конференциях детских гинекологов эксперты сходятся во мнении, что эти цифры сильно преуменьшены. Сейчас благосостояние людей выросло, парни могут дать денег на аборт, или девочки сами идут по советам подружек к подпольным «специалистам» и за таблетками, так что большинство к нам просто не попадают. Озвученную мною цифру можно смело умножать на 10.
По информации врача-дерматовенеролога кожно-венерологического диспансера Натальи Шпаковой, уровень заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путём (ИППП), у людей с 15 до 29 лет в Иркутской области в 2–3 раза превышает средние региональные показатели по России. Иногда у обратившихся обнаруживается не одна, а микс-инфекции, говорит она.
При этом психолог детского подросткового лечебно-профилактического центра «Доверие» Ирина Грудцына утверждает, что подростки не относят себя к группе риска.
– Мы проводили опрос, в котором просили школьников оценить по стобалльной шкале процент вероятности заболеть во время полового контакта. Респонденты ставили 30–60%, а 100% не выбрал ни один ребёнок. Дети считают, что их болезни не коснутся.
Ошибки молодости
Самым частым заблуждением начавших половую жизнь детей являются так называемые «безопасные дни».
– Многие девочки уверены, что во время месячных и сразу после них нельзя забеременеть, и переубедить их очень сложно, – отметила Екатерина Пугина. – Ещё существует уйма за-
блуждений о способах контрацепции. Некоторые дети не знают, что гормональные контрацептивы не защищают от инфекций. Считают, раз они пьют таблетки, презервативом можно не пользоваться. И вообще почему-то боятся только беременности, а о болезнях и не думают.
Между тем вопросы у «повзрослевших» мальчиков и девочек остаются детскими.
– Они не знают, например, в какой момент нужно надевать презерватив, какие последствия могут быть у незащищённого полового акта, можно ли вылечиться от инфекций, – сказала Екатерина Пугина. – А недавно подряд пришли две жутко разочарованные девочки с одной и той же проблемой: не понравилось. Спрашивали: «Что со мной не так?».
По словам врачей, в абсолютном большинстве случаев прийти к гинекологу подростков заставляет не жажда знаний, а признаки ИППП. За два последних года практики Пугиной только три или четыре девочки пришли к ней на приём, чтобы узнать о нюансах половой жизни и средствах контрацепции, основной поток пациентов – дети, заработавшие инфекцию.
Ещё одно редкое явление в кабинете гинеколога – мама и дочка. Как ни странно, мамы чаще всего избирают одну из двух тактик: либо полное молчание о том, что такое секс, либо безапелляционная угроза: «Принесёшь в подоле – выгоню».
– Обычно девочки молчат о проблемах до последнего, потому что «мама меня убьёт» или «у меня папа строгий, сказал, что выпорет», – отметила Екатерина Пугина. – Приходят к врачу, когда деваться некуда, с таким глазами: «Вы только никому не говорите!». Хотя вообще-то с 15 лет любой имеет право на полную анонимность. Если не разрешает давать информацию о своём здоровье – пусть хоть все родственники выстроятся, мы её не раскроем.
Сексуальная революция
Проводить ликбез в условиях родительского молчания пытаются сами врачи.
– Мы беседуем с учениками в школах и приглашаем группы подростков к нам в центр, но по закону информацию о сексе можно давать только с 15 лет с разрешения родителей. А есть такие родители, которым, например, религиозные воззрения или собственные нормы нравственности не позволяют говорить об этом, – сказала Ирина Грудцына. – В некоторых семьях считают, что «в 17 лет ребёнку рано об этом знать, мы сами скажем в 25». Я советую мамам сходить вместе с ребёнком к гинекологу, но они часто отвечают: «Мне родители ничего не говорили, вот и я не буду». Бывает, что выступаешь на родительском собрании в школе, люди слушают тебя в шоке и как один заявляют: «Наши дети ничем плохим не занимаются, они только учатся!».
Между тем все специалисты говорят: что такое секс, ребёнку так или иначе сообщат во дворе или в школе. А вот о том, как сделать его безопасным, могли бы рассказать родители. nnn