издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Забытые детали

С утилизацией старых автомобилей придётся повременить

  • Автор: Ольга АЛЕКСЕЕВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Обменять свой старый автомобиль на скидку при покупке новой машины жители Иркутской области смогут не раньше апреля. Программа утилизации подержанного автотранспорта, вступившая в действие по всей России 10 марта, в нашем регионе запускается с опозданием. Сложности связаны, главным образом, с отсутствием на территории области сертифицированного пункта утилизации. Ближайшая площадка находится в Красноярском крае. Эксперты предупреждают, что с этого трудности для автовладельцев, решивших сдать машину в утиль, только начинаются.

Никто не скрывает, что программа ориентирована в первую очередь на
поддержку АвтоВАЗа. Этим и объясняется факт, что относительную
активность проявляют салоны, предлагающие клиентам машины марки «Лада».
Как рассказал начальник отдела продаж официального дилера АвтоВАЗа в
Иркутске Владимир Игонькин, в первые дни эксперимента в их салоны
обратились около 200 человек.

Напомним, государство предлагает владельцам подержанных машин сдать
своих «железных коней», а взамен получить скидку на новый автомобиль –
50 тысяч рублей. Разумеется, деньги дадут не за любую старую машину: она
должна быть выпущена не позже 1999 года, не разобрана, с полным
комплектом документов. Кроме того, на скидку можно рассчитывать только в
том случае, если машина находится в собственности последнего владельца
не меньше одного года. Человек, сдавший автомобиль, не имеет права
передавать скидку другим людям, то есть может зарегистрировать новый
автомобиль только на себя. Нельзя также суммировать скидки – в зачёт
стоимости новой машины принимают только одну старую. Если у кого-то
несколько подержанных авто, обменять их на одну новую не получится.

Схема обмена автомобилей довольно замысловата: на своём старом
автомобиле нужно приехать в салон. Если автомобиль не на ходу, его можно
доставить на эвакуаторе. Здесь же нужно будет заплатить три тысячи
рублей за утилизацию, оформить рукописную доверенность, чтобы машину
могли снять с учёта в ГИБДД, и отвезти на утилизацию. Новый автомобиль
можно будет приобрести не сразу, а только после того, как утилизируют
старый и оформят свидетельство, подтверждающее этот факт.

В Иркутской области трудности начались уже с этапа подготовки к
исполнению программы. Оказалось, что в Приангарье нет пункта утилизации
автомобилей. Государство компенсирует дилерам затраты на перевозку к
местам переработки – по пять тысяч рублей за одну машину. Но этих денег
явно недостаточно, если мы будем отправлять свой автохлам в другие
регионы. Чтобы не лишиться дополнительных покупателей в нашем регионе,
АвтоВАЗ изъявил о готовности вложить собственные средства и оплатить
разницу в транспортных тарифах для перевозки «Лад». Уже после этого
стало известно, что возможность создать пункт утилизации в нашем регионе
всё-таки есть. На прошлой неделе компания, которая владеет лицензией на
работу с отходами, подала заявку в Министерство промышленности и
торговли. Если ответ будет положительным, то уже 22 марта предприятие
сможет принять на утилизацию первые автомобили. Компания находится в
Ангарске.

А пока автодилеры, работающие по программе, принимают заявки,
формируют очереди из желающих сдать автомобиль. АвтоВАЗ планирует, что
благодаря программе в нашем регионе заводу удастся реализовать
дополнительно около 600 автомобилей.

Формально человек, сдавший машину в утиль, может выбирать из 66
моделей как традиционных отечественных, так и иностранных марок.
Главное, чтобы автомобиль был произведён в России. В списке авто,
которые можно приобрести по программе, – ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Toyota, ISUZU,
Volkswagen, Hyundai, Ssang Yong, Opel, Skoda, Renault, Ford.

Казалось бы, вот они, возможности, пользуйся. Но наши земляки
показывают поразительную приверженность к отечественной классике.
Подавляющее большинство заявок оформлено на ладовские «пятёрки» и
«семёрки». И дело тут отнюдь не в патриотизме. Просто за самый недорогой
автомобиль – ВАЗ-2154 – нужно будет доплатить «всего» 99 тыс. рублей. В
списке желающих на участие есть только один человек, который пожелал
обменять своё старое авто на машину «НИВА Шевроле». Это самая дорогая
заявка, доплата при сделке составит 420 тыс. рублей. Двадцать жителей
области хотят обменять свои «тазики на колёсах» на новые УАЗы.

О таких марках, как «Ниссан» и «Тойота», участники программы даже не
мечтают. Те модели, которые доступны по программе, стоят не меньше 700
тыс. рублей. Из этого вытекает ещё одна трудность. Человек, который
может купить себе автомобиль за миллион рублей, приобретёт его и без
скидки. А тот, кто не имеет возможности купить недорогую машину, вряд ли
сможет найти деньги на доплату. «Я не готов поверить в эту программу, –
заявляет руководитель Областного клуба автомотостарины Александр
Анципирович. – Не верю, что она чем-то поможет автомобилистам. 50 тысяч –
в лучшем случае это 20% от стоимости нового автомобиля. А где достать
остальные деньги? Я уверен, что обмен не станет массовым явлением даже
среди пенсионеров, на которых рассчитана программа. Нет у нас богатых
стариков».

Некоторые эксперты одобряют идею обмена автомобилей. Но считают, что
хорошее начинание может быть загублено плохой проработкой деталей. «Как
известно, чёрт кроется в мелочах. Это как раз об этой ситуации. Может
оказаться так, что некоторые автомобили, которые, казалось бы,
соответствуют требованиям, в программу не попадут, – предостерегает
президент региональной автодорожной ассоциации Виктор Григоров. – Уже
после утверждения основных требований к автомобилям правительство внесло
в список обязательных наличие у автотранспорта, кроме основных частей
(двигателя, шасси), некоторых дополнительных. К таким относится,
например, аккумулятор, который для утилизации не имеет никакого
значения».

Автолюбитель указывает на другие недостатки программы. Потенциальный
участник не имеет возможности узнать сразу, сможет его автомобиль
участвовать в программе или нет. Автодилер вправе принять решение в
течение пяти дней, всё это время машина будет находиться на площадке
приёма. Остаётся только надеяться, что автодилеры не станут
злоупотреблять своими правами. По мнению Виктора Григорова, в программе
недостаточно чётко прописаны требования к организациям, принимающим
машины. Одно из недостающих требований – вместительность приёмочных
площадок. Это может создать дополнительные неудобства для участников
программы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры