издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зажечь свою радугу

На дворе мороз, а здесь полыхают жарки, цветёт пышным цветом сирень, рядом с букетом золотистых роз расположились неброские, но такие очаровательные полевые цветы... Они, как посланцы благодатного лета, уютно устроились в одной из квартир типовой «хрущёвки» по улице Волжской областного центра. Они здесь прописались благодаря таланту и стараниям Елизаветы Александровны Нечаевой, хозяйки этого удивительного островка красоты – именно так хочется назвать комнату, которая одновременно служит ей и гостиной, и рабочим кабинетом, и мастерской.

Здесь в окружении красочных холстов чувствуешь себя чуть ли не
сказочным персонажем, попавшим в мир доброты и гармоничных созвучий.
Картин великое множество – на стенах, на столе, на полу и даже на
стульях. Наша беседа с Елизаветой Александровной, создателем всего
этого богатства – натюрмортов, пейзажей и пр., конечно же, о ней, её
творческих пристрастиях, о житье-бытье в целом. Заходит речь и о
«Бабре» – творческом объединении художников-любителей, буквально на
днях отметившем своё 25-летие. К «Бабру», у истоков создания которого
стояла и Елизавета Александровна, мы ещё вернёмся, а пока что я пытаюсь
выяснить, как это её, кандидата педагогических наук, отдавшего более 20
лет работе со студентами, «угораздило» выбрать стезю, столь далёкую от
научной и преподавательской деятельности. Ведь кто знаком со спецификой
вузовской обязаловки, тот подтвердит – там не до свободного времени,
досуга.

Да, соглашается со мной Елизавета Александровна, пока тянула свою
преподавательскую «лямку», мечтать не могла о каком-то хобби, тем более
занятиях живописью. Незадолго до выхода на пенсию крепко призадумалась:
а чем она займётся, где сумеет применить ещё не растраченные силы? И
она поступает в Московскую заочную академию искусств по классу
станковой живописи, которую заканчивает в 1988 году, уже имея на руках
пенсионное удостоверение.

Ну, хорошо, допытываюсь я, свидетельство об окончании академии в
кармане, но ведь оно не заменит красок и мольберта, были ведь какие-то
предпосылки, задатки, о таланте уж и не упоминаю.

Безусловно, были, говорит моя собеседница. Много рисовала в детстве,
в школе, в годы студенчества, писала стихи, и говорят, весьма даже
недурные (добавим: и сегодня пишет). Но затем на долгие годы творческий
импульс пришлось перевести на иные рельсы, другая стихия захватила
прочно и надёжно. В 1956 году с отличием окончила Всесоюзный институт
сельского хозяйства, в 1962 году получила ещё одно высшее образование
уже заочно: получила красный диплом Бурятского госпединститута им.
Доржи Банзарова. Работала учителем биологии в школе, на кафедре
ботаники в Иркутском госпединституте, защитила кандидатскую
диссертацию. И пошла крутиться карусель: лекции по методике
преподавания биологии, полевая и педагогическая практика, спецкурсы.
Много сил и времени отнимали научные изыскания, подготовка статей,
методичек. Несколько лет на общественных началах возглавляла секцию
воспитания бережного отношения к природе в лаборатории при НИИ АПН
СССР. Плюс к этому кураторство студенческих групп, привлечение молодёжи
к науке. А лекции перед учителями, организация биологических олимпиад!
Тут, как говорится, не до живописи и стихов. Даже после выхода на
пенсию в 1987 году Елизавету Александровну нет-нет да и приглашали на
родную кафедру как высококлассного специалиста с богатейшим багажом
опыта и знаний.

Выход же на пенсию стал для Елизаветы Александровны новым этапом
активной творческой деятельности – уже на поприще изобразительного
искусства. В немалой степени уверенному вхождению в новую для неё стезю
способствовали знания, полученные в Московском заочном университете
искусств. К этому времени уже в полную силу развернулся «Бабр» –
объединение, собравшее под своей крышей таких же, как она, энтузиастов,
художников-любителей. Любовь к искусству, к живописи, желание приносить
людям пользу и радость сплотили бывших учителей, инженеров,
военнослужащих, представителей других профессий. Организаторская жилка
Е. Нечаевой, её умение ладить с людьми не ускользнули от внимания
бабровцев – они избирают Елизавету Александровну помощником
председателя и поручают ответственный участок – организацию выставок.
Дело непростое, хлопотное – попробуй найти подходящее помещение,
договориться с кем нужно, согласовать варианты размещения экспозиции,
решить уйму других вопросов. И она не стушевалась. За пять лет, вплоть
до 1990 года, пока несла этот груз, удалось организовать около
пятидесяти выставок – во Дворце профсоюзов, в кинотеатрах города, в
театре музкомедии, в школах и библиотеках Иркутска, а также за
пределами областного центра – в Шелехове, Саянске, Жигалово…

– Каждая выставка, – говорит Елизавета Александровна, – в
обязательном порядке сопровождалась встречами со зрителями, беседами на
тему бережного отношения к природе, к памятникам старины. Многое для
учёбы, повышения мастерства давали коллективные обсуждения работ,
походы в музеи, вылазки на пленэры – в город, его окрестности, на
берега Иркутского водохранилища, на Байкал.

К слову, сама Елизавета Александровна «многостаночник» в живописи,
её интересуют темы православия, исторические события из жизни Иркутска,
она пишет храмы, пейзажи, портреты. Одних только байкальских видов у
неё десятки. А сколько натюрмортов с цветами, сколько ликующих красок,
благоговения перед этим чудом природы! Рассказывая о своей байкальской
эпопее, художница с теплотой отозвалась о своём муже Дмитрии
Васильевиче, который буквально боготворил Байкал и при любой
возможности стремился выбраться на его берега – этой своей страстью он
заразил и её. Неудивительно, что одна из первых её картин, написанных
36 лет назад, посвящена именно Байкалу. Она до сих пор хранится в
домашней коллекции как добрая память о муже, о мгновениях вдохновенного
творчества.

И ещё одна ипостась хозяйки квартиры: Елизавета Александровна
совершенно добровольно ведёт летопись жизни творческого объединения.
Она показала мне несколько красочно оформленных альбомов, в которых
содержатся отчёты о деятельности бабровцев, проводимых выставках,
фотографии, газетные публикации, афиши. Не без гордости сообщила, что
один такой альбом, вобравший в себя материалы с 1985 по 2005 год,
передан на вечное хранение в музей города Иркутска. Почти готов ещё
один такой фолиант – уже за последние три года. Не исключено, что он
тоже в ближайшее время займёт своё место в городской музейной
экспозиции.

– Поскольку наша беседа проходит накануне праздника 8 Марта, –
заметила Елизавета Александровна, – хотелось бы сказать несколько слов
о наших женщинах, добрых, увлечённых, талантливых. Не сомневаюсь,
«сильная половина» коллектива бабровцев поддержит меня.

Скажем, Елизавета Шумилова работала школьным учителем рисования. В
«Бабре» с 1995 года. Её излюбленный жанр – пейзажи, удаются ей и
портреты. Выставки в школах, мастер-классы, обсуждение с ребятишками
произведений живописи – во многом её заслуга. Инна Оборина до выхода на
пенсию более двух десятков лет проработала в проектном институте
руководителем архитектурной группы. Труженица тыла во время Великой
Отечественной войны, она хорошо владеет кистью и пером, создаёт картины
из бересты. В 70 лет овладела японским разговорным языком. Пишет стихи,
и какие! Не обидел бог талантами и Галину Русакову. Архитектор по
специальности, она окончила курсы по иконописи при соборе Богоявления.
Работает до сих пор, проектирует храмы, пишет иконы, картины на темы
православия. Замечательных успехов в живописи достигли Зоя Савицкая, в
прошлом преподаватель русского языка и литературы, Эльвира Тигунцова,
которой довелось поработать художественным редактором в книжном
издательстве, ретушёром офсетной печати в типографии
«Восточно-Сибирская правда». Певцом Байкала, как, собственно, и многих
других, можно назвать Аллу Мехедову, которая до выхода на пенсию в 2002
году читала лекции по анатомии и психологии ребёнка в педагогическом
институте. Мария Булатова, Светлана Васюхина – что ни имя, то целая
увлекательная страница в биографии творческого объединения! Хотелось бы
назвать всех, в том числе и тех, кто делает в искусстве первые шаги, но
понимаю – газетная площадь не резиновая. Каждый бабровец, по моему
убеждению, – личность яркая, неповторимая. Это, кстати, я охотно и с
большой симпатией отмечаю в нашей летописи.

Сказанное, безусловно, относится и к ней самой, Елизавете
Александровне Нечаевой. В её творческом багаже более 500 картин и
рисунков, только персональных выставок более двадцати. А коллективных и
вовсе не счесть. Она охотно дарит свои произведения – её работы можно
увидеть в библиотеках города, в том числе в областной им. Молчанова-Сибирского, в школах, общественных учреждениях.
Картину «Отчий дом В.Г. Распутина» художница подарила знаменитому
писателю лично. Вклад Елизаветы Александровны в развитие
самодеятельного творчества, в воспитание подрастающего поколения много
раз отмечался дипломами и почётными грамотами, в том числе грамотой
мэра Иркутска.

«Спасибо Вам за Ваш светлый талант, умение передать тончайшие нюансы
состояний природы, за мгновения радости от общения с Вашим искусством.
Ваши картины, дорогая Елизавета Александровна, возвышают душу, помогают
в осознании чувства Родины. Их воспитательное значение несомненно».
Всего лишь несколько слов из объёмистой книги отзывов, а как много ими
сказано!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры