Новая градостроительная философия
Темой первого в этом году заседания градостроительного совета при губернаторе Иркутской области стала схема территориального планирования Иркутского района. В работе градсовета приняли участие руководители областных министерств и ведомств, проектных и подрядных организаций.
– Мы должны менять ситуацию в строительной сфере к лучшему, –
сказал, открывая работу совета, губернатор Иркутской области Дмитрий
Мезенцев. – Градостроительный совет должен стать площадкой, где
профессиональные предложения специалистов архитектурно-строительного
комплекса по изменению облика городов и районов проходят проверку
общественности. Глава региона отметил, что вопросы новой
градостроительной философии станут предметом обсуждения пятого
Байкальского экономического форума, который пройдёт в Иркутске 8 – 10
сентября. Губернатор также сообщил, что заместителем председателя
градсовета назначен Юрий Перелыгин, глава Совета национальной гильдии
градостроителей России.
Обсуждение схемы территориального планирования Иркутского района
было вовсе не случайным. Это единственный в Приангарье район, который
развивается, здесь из года в год увеличивается численность населения,
растут объёмы строительства жилья.
– Наш район относится к числу наиболее заселённых в области, по
численности он превосходит все остальные муниципальные образования, –
отметил в своём докладе мэр Иркутского района Игорь Наумов. – Его
постоянное население составляет 71 тысячу жителей, из которых около 60
тысяч – сельское. Средняя плотность населения – 5,9 человека на 1 кв.
км.
Благоприятные природные и экологические условия, выгодное
географическое положение способствовали развитию на территории района
курортно-дачной зоны. В настоящее время в ней около 400 дачных
посёлков, в результате численность населения в летний период
увеличивается до 300 тысяч человек.
Богатый животный мир Байкала и его побережья, наличие редких и
исчезающих видов растений, обилие памятников природы, истории и
культуры, транспортная доступность привлекают большое число туристов не
только из сопредельных территорий, но и из зарубежных стран. По
информации Игоря Наумова, число таких посещений уже сегодня доходит
до 500 тысяч человек в год.
В последнее время в районе активизировалось жилищное строительство.
Только в 2009 году здесь введено без малого 60 тыс. кв. м.
Одновременно продолжает увеличиваться число жителей, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, не хватает социально-бытовых объектов. В
результате возникают вопросы к различным службам. В прошлом году одних
только вызовов «скорой помощи» перевалило за восемь тысяч.
Комплексный социально-экономический анализ состояния выявил основные
проблемы развития территории. Это и устаревшая градостроительная
документация, и конфликты с вторжением застройщиков на
сельскохозяйственные земли, и массовая вырубка лесов, и образование
стихийных свалок в водоохранных зонах Байкала, и неразвитость дорожной
и инженерной инфраструктуры… Всё это подвигло муниципальные власти к
разработке схемы территориального планирования. На сегодня уже
подготовлена концепция. К сожалению, она не согласована с
администрацией г. Иркутска, на что указал в своём выступлении
руководитель менеджерского центра N 3 ФГУП РосНИПИУ урбанистики Антон
Финогенов:
– На проблему развития района и города необходимо смотреть «с
одной высоты» и вместе разрешать вопросы с проектировщиками,
поставщиками энергии, света, воды и т.д. Пока такого взаимодействия не
видно, отсюда и проколы.
В докладе о перспективах развития района до 2030 года начальник
отдела территориального планирования ОАО «Иркутскгражданпроект» Вадим
Снежко-Блоцкий рассказал о строительстве автодорожных и железнодорожных
магистралей до нового аэропорта в районе деревни Позднякова, новых
мостовых переходов через реку Ангару, новых жилых микрорайонов и
населённых пунктов. Основными территориями застройки станут посёлки
Молодёжный, Большая Речка, Листвянка и Мамоновское сельское поселение,
численность населения должна при этом вырасти до 360 тысяч человек.
Схема территориального планирования предполагает также зонирование
территории для развития туризма, архитектурно-планировочных решений,
инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе обустройство
набережных, строительство сетей ливневых канализаций, ликвидация свалок
и т.д.
– А во сколько может обойтись проект в целом? – поинтересовался Юрий Перелыгин.
– Строительство первой очереди с вводом 500 тыс. кв. м жилья
обойдётся в 67 млрд. рублей, а проект в целом – в пределах 116 млрд.,
– ответил докладчик.
Цифра 500 тыс. кв. м малоэтажного жилья звучит с завидным
постоянством, отмечали выступающие в ходе обсуждения проекта, однако
обеспеченных участков под строительство инженерной инфраструктуры до
сих пор нет. Как, впрочем, и энергетических мощностей. Ряд выступлений
был посвящён проблемам обеспеченности населения района объектами
соцкультбыта, здравоохранения, образования, пожарной безопасности, МЧС
и др.
Освоение многих свободных площадок под жилищно-гражданское
строительство требует перевода земель различного назначения в земли
поселений. Пока же на территории района имеется лишь 1% территории,
отведённой под застройку жилья, 12% земли сельхозназначения, 65% –
лесфонда, остальное принадлежит оборонке, учебным заведениям.
Препятствием к переводу земель из федеральной в собственность субъектов
является отсутствие у муниципальных поселений генпланов, без которых
невозможно развитие территорий. В настоящее время из 21 муниципального
поселения работа по подготовке проектов генпланов проводится лишь в
четырёх. «Для этого необходимы средства, – заявил Игорь Наумов. –
Ориентировочная стоимость работ по подготовке проектов генпланов
поселений составляет 95 млн. рублей».
Юрий Перелыгин подчеркнул, что главная задача градостроительного
совета – определение проблем и доведение их до исполнительных структур,
органов власти. Тогда совещательный орган будет оказывать
действительную помощь развитию территорий и проживающим на них людям.
В принятом по итогам заседания проекте решения по устойчивому
развитию Иркутского района даны поручения региональным министерствам и
ведомствам проработать нормативно-правовые акты на оптимизацию процедур
передачи федеральных земель в собственность региона, софинансированию
работ по документам территориального планирования муниципальных
образований, доработать материалы проекта схемы территориального
планирования Иркутского района с учётом высказанных в ходе обсуждения
замечаний, рассмотреть и утвердить схему на Думе муниципального
образования.
Окончательный проект решения будет утверждён на общественных
слушаниях. Хочется верить, что в нём будут прописаны более конкретные
решения с указанием сроков их выполнения.