издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человек, «придумавший» дорогу

Едва перешагнув порог комнаты, где шло заседание штаба строительства обхода Иркутска Вдовино – Чистые Ключи, я увидел улыбчивую женщину. И какое-то чутьё подсказало: да, это она и есть, главный инженер проекта (ГИП), куратор стройки Татьяна Ушакова.

Конечно, ГИП не шахтёр, не сталевар, не космонавт. Скромная,
негромкая профессия, но сколь необходимая в нашей повседневной жизни!
Татьяна Ивановна посвятила ей 40 лет. А началось всё со знакомства с
геодезистами, которые занимались изысканиями вблизи её родной
деревеньки Юрцово, что во  Владимирской области. Частенько забегала к
ним, заслушивалась их увлекательными рассказами об «отшельнической»
жизни, глазела на инструменты. Потом книжка о геодезистах попалась – 
до дыр зачитала. «Вот и захотелось поездить и посмотреть новые места,
побывать у истоков дорог, которые ты запроектируешь, – вспоминает
собеседница. –  Потом всё это будет построено так, как ты придумала и
проложила на бумаге».

По окончании Костромского автодорожного техникума её направили в Иркутский дорожно-строительный трест.

– Поезжай, девушка, в Тайшетское управление, там с кадрами проблема,
– встретил её управляющий трестом Иван Григорьевич Кротов. Помолчал
секунду-другую и добавил: – Чудится мне, из тебя хороший геодезист
может получиться.

Начинала Татьяна со строительства дороги Тайшет – Октябрьский на
участке Байроновка – Квиток. Работала мастером, прорабом. За четыре
года был построен 40-километровый участок дороги четвёртой категории. 
Эта трасса и стала первой новостройкой Татьяны Ушаковой. Здесь она
прошла настоящие рабочие университеты, где профессиональный и
нравственный опыт постигается и усваивается через неизбежные конфликты
и столкновения – с самим собой, с окружающими, с природой. По-другому 
вряд ли у кого получается.

После ввода в эксплуатацию Тайшетского участка она  возвращается в
Иркутск и  устраивается в отдел изысканий института
«ИркутскгипродорНИИ». Не успела освоиться в новом коллективе, как была
откомандирована на изыскательские работы на обход посёлка
Усть-Ордынский, на участки Игирма – Усть-Илимск и Усть-Илимск –
Рудногорск, на стокилометровый участок Симоновск – Свободный в Амурской
области и Сбега – Жирекен в Читинской, 500-километровую притрассовую
дорогу БАМа от Усть-Кута до Уояна, участки дороги  «Амур» (Чита –
Хабаровск)…

– Мы с Татьяной Ивановной делали съёмку притрассовых дорог БАМа, –
рассказывает главный специалист дорожного департамента Лидия
Константинова. – Меня всегда поражали её выдержка и работоспособность.
В нашей партии было две женщины, остальные – мужчины.  Вечером, бывало,
накидаем камней в костёр, потом на лопату – и в палатку, разложим и
согреваемся всю ночь.

Геодезист – важная фигура на стройке. Перенося проект с бумаги на
грешную землю, он «рисует» дорогу на местности. И от того, как сделает
разбивку, нивелировку, привязку, в каком месте, с каким уклоном уложит
водопропускную трубу, зависит судьба будущей магистрали, а это не
только земляное полотно, но и мосты, трубы, ограждения.  Для молодого
специалиста это была хорошая школа и главное – интересная,
захватывающая работа. Своим инструментом Татьяна делала десять
километров съёмки, а мужики – пять-шесть. Так что вовсе не случайно
была удостоена медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Полевую жизнь Ушаковой, ставшей к тому времени начальником партии,
прервала Людмила  Суслова, работавшая тогда главным инженером
института. Она «сосватала» Татьяну Ивановну  в дорожный отдел ГИПом по
городским объектам.

– Изыскания закалили её, придали опыта и упорства, – рассказывает
Людмила Ивановна. – Она ничего не бросит на середине дороги, выставят в
двери – залезет в окно, сто раз могут отвергнуть проект, потом примут.
Ругала её, что много на себя берёт, мало перепоручает подчинённым, но
таков уж у неё характер.

– Не всегда даже мужчине присущи такие твёрдость и
целенаправленность, – отмечает начальник дорожного департамента
Владимир Ступаков. – У Татьяны Ивановны нет проблем выступить перед
солидной аудиторией хоть в Росавтодоре, хоть в Министерстве
транспортного строительства, хоть в областном правительстве. Глубоко
знающая своё дело, свои проекты, она чётко и ясно может ответить любому
на все вопросы.

Владимир Ступаков поведал о проекте «Большое Казанское кольцо»,
который реализовывался к 1000-летию города Казани. Было много вариантов
трассы кольца, различных к нему примыканий. Всё это рассматривалось на
уровне тогдашнего мэра  Казани Камиля Исхакова.  Он, как правило,
проявлял интерес ко всем проектным и строительным делам, командовал,
невзирая на СНИПы, законы, нормативы. Тут же давал указания, которым
никто не осмеливался перечить. Никто, кроме Ушаковой. Как-то после
выступления Татьяны Ивановны на градостроительном совете мэр сделал
замечания по прокладке трассы: «Давайте сделаем по-другому». Татьяна
Ивановна секунду помолчала, затем подошла к чиновнику и положила на
плечо руку: «Не беспокойтесь, Камиль Шамильевич, у  нас всё рассчитано
верно, давайте строить, как запланировано». Присутствующие даже рты
раскрыли.

Подобных случаев было немало при сооружении второй очереди мостового
перехода через Ангару. При прокладке двухочкового тоннеля в  районе
мостового перехода через Нижнюю Набережную  возникла серьёзная проблема
с отводом воды. На очередном штабе подрядчик заявил: «Невозможно
сделать водоотвод по вашей, Татьяна Ивановна, схеме». На что Ушакова 
ответила: «Сейчас поеду и посмотрю». Съехав с моста, остановилась перед
выездом на улицу 3-го Июля и двинулась по колено в грязи до указанного
места. Вернувшись, заметила как ни в чём не бывало: «Вы неправильно
производите работы, нужно так-то и так-то». При этом чётко и ясно
обосновала своё решение.    

На строительстве мостового перехода через реку Иркут подрядчиком был
поднят вопрос  по изменению конструкции укрепления конусов, на что
Татьяна Ушакова приняла однозначное и жёсткое решение: никаких
изменений проверенного про-ектного решения не должно быть, только
бетонные плиты. На обходе Иркутска в проекте были предусмотрены разные
типы укрепления оголовков водопропускных труб. На штабе было принято
решение привести к одной конструкции, которое в данный момент
рассматривается ГИПом, готовится документация. 

Внешне спокойная и добродушная, она из тех, кого работа не ищет, она
сама её найдёт да и другим подскажет. Её твёрдость вселяет спокойствие
и уверенность в других. Терпеть не может людей безответственных,
необязательных. Когда появляется на заседаниях штаба стройки,
присутствующие нервно поёживаются в ожидании «особого мнения»
Ушаковой.  Её выслушивают, начинают опровергать, спорить… Но мало что
могут возразить по существу, потому что мнение это технически и
экономически обосновано. Она всегда найдёт варианты решения проблемы,
как сделать качественнее, дешевле.

– Ушакова в душе изыскатель, она постоянно в поиске, – говорит
главный инженер «Иркутскгипродорнии» Гарий Белинский. – Трудяга, каких
поискать, всё сама пытается сделать. Громадный опыт получила за время
работы на городских дорогах. С заказчиками спорит, подрядчиков ругает…
Крутится между ними, словно белка в колесе. При этом считает, что жизнь
только тогда имеет смысл, когда вершишь добрые дела.

Татьяна Ивановна занята  проектами развития и реконструкции
улично-дорожной сети областного центра. Она быстро освоилась в новой
роли, увлеклась работой. Люди её склада обладают счастливым даром:
считать дело, за которое взялись, самым важным, самым главным, самым
интересным. Да у неё и были основания так считать. Под её руководством
идут проработки объектов города, в том числе трубы, тоннели,
коммуникации.  Так что вовсе не случайно коллеги подчёркивают: «Татьяна
Ивановна, кроме того, что ГИП по дорогам, ещё и комплексный ГИП»: к ней
собирается вся дорожная инфраструктура».  В её активе – дороги от
Первомайского до Конева с троллейбусной линией, обход Юбилейного,
реконструкция десятка других улиц. Но самое главное – ТЭО и проект
третьего мостового перехода через Ангару и обхода города Иркутска.
Очень надеется, что оба проекта удастся завершить к юбилею города.

– Выполнимо ли это, Татьяна Ивановна? – интересуюсь у собеседницы.

– А почему нет? – вопросом на вопрос отвечает Ушакова. – Рабочая
документация готова, осталось изыскать недостающие средства и работать
без срывов и задержек. В этом, кстати, заинтересованы все – от рабочего
до губернатора Дмитрия Мезенцева, о чём он не устаёт повторять.

…В одной из зарубежных командировок Ушакова сравнила нашу дорожную
сеть с европейской и пришла к неутешительному выводу: то, как мы
хозяйствуем, как работаем, – одна видимость. У нас нет элементарной
организации труда, дисциплины, ответственности, мы не настроены на
конечный результат. Да, у нас много леса, нефти и газа, но богатство и
цивилизованность народа определяются не столько материальными
ресурсами, сколько культурой его труда и быта, развитостью
инфраструктуры.

– Представляете, на улицах шведских городов трёхуровневые развязки,
любая полевая дорога имеет путепровод, на обочинах дорог металлические
сетки  – ни скотина, ни человек не сунется на трассу, где вздумается. –
Помедлив секунду-другую, добавила: – Пора и нам так строить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры