издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Анатолий Краснощёк: «Жизнь – это движение»

Начальник Восточно-Сибирской железной дороги, кандидат экономических наук Анатолий Краснощёк

Анатолий Краснощёк родился в 1959 году, вырос в лесном посёлке Чистые Пески Карелии. Отец работал в леспромхозе, мать занималась хозяйством. Окончил карело-финскую школу-восьмилетку, затем уехал учиться в Петрозаводский железнодорожный техникум. И с тех пор к родителям приезжал только в гости.

– Иная жизнь началась, – вспоминает Анатолий Анисимович, – когда я
после окончания восьмого класса уехал от родителей из дома и когда мы –
четыре молодых паренька из разных мест – поселились в общежитии. Очень
скучали по дому. Возможно, это было первое испытание характера.
Отслужив в войсках связи под Ленинградом, вернулся в свой посёлок.
Поработал монтёром пути и прожил с родителями всего три месяца, потом
уехал в Петрозаводск. Там устроился снова на железной дороге, только
уже в движении.

Наверное, это и была точка отсчёта – я захотел самостоятельной
жизни. Для меня было важно, что после армии не родители мне помогали, а
я им! Ну, а затем заочно получал высшее образование. Нелюбимых
предметов не было. Но наиболее интересные – движенческие науки:
организация перевозок и управление эксплуатационной работой,
железнодорожные станции и узлы, организация грузовой и коммерческой
работы.  В 1988 году окончил Ленинградский институт инженеров
железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения
по управлению процессами перевозок». Годы учёбы в институте дали
понимание того, что нужно постоянно работать над собой, правильно
распределять своё время, ценить его. Заочную учёбу совмещал с работой
главным инженером станции Петрозаводск. Родились дети – Сергей, Ирина и
Наталья.

– И какие дороги жизни выбрали для себя ваши дети?

– Сын – железнодорожник. Старшая дочь в Санкт-Петербурге заканчивает
в этом году экономический факультет железнодорожного университета. А
младшая, Наташа, – десятиклассница, она у нас мечтает поступить в
Санкт-Петербургский медицинский университет.

К сожалению, у меня мало остаётся времени для общения  с семьёй.

Привычка постоянно думать о работе – уже не привычка, а просто
потребность, образ жизни. Я даже художественные книги читаю с мыслью
почерпнуть что-то новое для работы.

Вчера, например,  сидел до двух ночи, считал-рисовал новую схему
управления дорогой и застопорился. Звоню домой моему прежнему
начальнику по Октябрьской железной дороге, иркутянину Геннадию
Павловичу Комарову, он сейчас в Иркутске. «Можешь прийти утром ко мне?»
– спрашиваю… Наутро мы с ним вместе решили мою ночную задачку! Ведь
Геннадий Павлович знает ВСЖД  до самых мелких тонкостей. А новые
современные технологии, соединённые  с опытом, могут дать быстрый
эффективный результат.

Технический прогресс не остановить,  его доля в достижении хороших
показателей приоритетна. Например, новая технология укладки рельсов
позволяет значительно увеличивать скорость движения составов и
проходимость по нашему участку дороги. Бесстыковой путь
железнодорожники называют «бархатным». Рельсы соединяются специальной
сварочной машиной и без стыков достигают длины перегона. В 2008 году на
ВСЖД «бархатный путь» составлял 16 процентов протяжённости ВСЖД, в
2009-м – уже 26.

Ещё пример. Строительство девяти новых разъездов на БАМе дало
возможность пропускать на четыре пары поездов в сутки больше. А
скоростные контейнерные поезда для перевозки высокодоходных грузов
позволили увеличить их проходимость по нашей дороге в два раза.

Сегодня ВСЖД находится в стадии реформирования – мы сокращаем лишнее
бюрократическое звено  и переходим на работу без прежних четырёх
отделений на станциях. В этом пилотном проекте РЖД участвуют  всего три
дороги – Красноярская, Октябрьская и наша, ВСЖД. Пока изменения у нас
идут успешно, управление стало более мобильным. Вообще должен сказать,
что реформ, инноваций я не боюсь,  а сознательно стремлюсь к ним…

– Почему на железной дороге реформы полезны, а вокруг нас, в обычной жизни, сегодня очень мало примеров созидания?..

– На железной дороге сохранилось требование к дисциплине. У нас
принято, что руководство минимум два раза в год посещает все наши
социальные учреждения. Для создания условий детям линейных  рабочих  и
служащих   мы содержим на ВСЖД шесть школ-интернатов, детские
оздоровительные лагеря, пансионаты, школы и детские сады. В Иркутске 
работают четыре детских садика ВСЖД.

Наши отчисления в областной бюджет одни из самых высоких – в прошлом
году мы перечислили 6,5 миллиарда рублей. К тому же я принял решение 
не отказываться  от содержания стадиона «Локомотив», не закрывать в
Ленинском округе Иркутска Дом культуры. К каждому объекту у нас вдумчивое
отношение, я сам всюду бываю по нескольку раз в год. Поэтому реально
вижу и знаю, что где и как происходит, какие средства следует
предусмотреть на следующий год…

Коллектив ВСЖД быстро понял, что моё  стремление реформировать
деятельность дороги  не ухудшает положения рабочих и служащих.    Мы   
ни разу  не задержали выплату зарплаты.  Тяжело  было, но справились.
Структурные изменения мы проводим  бережно, они не грозят потерей 
работы. При сокращении абсолютно всем  предлагается трудоустройство  с
не меньшим содержанием.

– А что вы цените в людях?

– Доброжелательность, взаимопомощь, уважение. Но не терплю лжи!

Никогда в жизни никого не обманывал и не собираюсь этого делать!
Если даже пообещал, а у меня что-то не получается, то я сам прямо
говорю об этом. Прошу ещё времени и продолжаю искать решение…

– Вы приняли решение  побороться за место депутата  от Ленинского
округа Иркутска  в Законодательное Собрание области. В случае избрания
на вас ляжет дополнительная нагрузка и ответственность. Не боитесь?

– Я работы не боюсь, привык всё делать ответственно. Мне нравится
Сибирь. Мне нравится Иркутск. Но как управленец и инженер я вижу, что
его  инфраструктура давно требует технологических и качественных
изменений. Надо многое менять – от элементарных коммуникаций,
организации безопасных дорог и общественного транспорта до мест
организации отдыха, где люди могли бы гулять с детьми, встречаться с
друзьями. Жители Ново-Ленино, Иркутска II, близлежащих  к Иркутску
посёлков – Кирова, Жилкино, Боково, Селиваниха, Вересовка, Батарейная и
Ермаковский – должны  иметь  гораздо более качественную  среду
благоустройства. Вообще Иркутск старинный требует к себе глубокого и
вдумчивого внимания. Существуют инженерные решения для сохранения
красоты. И у меня в этом есть практический опыт. 

Ещё в советское время, когда я работал в Петрозаводске, мы,
городские депутаты, решили, что нельзя бездействовать, глядя на
разрушающийся временем город. Он тоже  старинный – заложен ещё Петром
I, хранит в себе историю трёх столетий. Совместно с историками мы
разработали архитектурный план и успешно его реализовали. Петрозаводск
стоит на берегу, многие деревянные дома бережно перенесли на остров
Кижи, воссоздали там историческую среду. По сути, спасли деревянные
сараюшки от разрушения. Сегодня это стало самым любимым местом отдыха и
жителей Петрозаводска и гостей со всего мира. На остров каждые два часа
ходит быстроходный катер «Ракета», там всегда многолюдно. На
освободившихся местах широкие проспекты и качественные коммуникации
позволили городу вдохнуть свежего воздуха и создать  качественную
городскую среду с парками, удобными дорогами и площадями. Петрозаводск
никак не потерял своей истории, красоты, выглядит удобным и
современным.

Я не говорю, что в Иркутске нужно что-то разрушать или повторять
опыт Петрозаводска. Каждый город требует индивидуального решения. Но
время Иркутска стать краше и удобнее для жизни людей явно пришло. Если
ещё промедлить, то все остатки его былой красоты разрушатся сами. Тогда
нечего будет восстанавливать и спасать…

– Что вы считаете самым важным  в депутатской работе? 

– Я знаю не понаслышке беды и чаяния избирателей. Каждый день
встречаюсь со множеством людей, выслушиваю их просьбы, погружаюсь в их 
заботы. Депутат обладает неизмеримо большими возможностями для решения
всех проблем населения, чем руководитель даже очень крупного
предприятия. Но рассматривать выборный орган как дополнительный довесок
к власти неверно. Восточно-Сибирская железная дорога всегда умела  и не
разучилась сегодня зарабатывать средства себе и области, даже несмотря
на финансовый кризис. Это очень важно – зарабатывать столько, чтобы
хватило на все потребности, то есть планомерно работать над увеличением
доходной части бюджета. Но не менее важно и то, как распределяется
заработанное!

Для меня возможность работать в Законодательном Собрании означает
поручение от народа контролировать эффективное использование 
общественных  средств. По справедливости их может разделить только тот,
кто понимает, как эта копеечка зарабатывается. Можно ведь вложить
финансы в сомнительный проект, а можно создать проекты с быстрой
окупаемостью. Именно этим славится наша дорога. Именно этот опыт я хочу
перенести и на законотворческую деятельность.

Общеизвестно: кто мало делает, тот много говорит.  Я предпочитаю больше делать, а не говорить!

Беседовала Мария МИШИНА

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области А.А. Краснощёка 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры