издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Последняя смерть

Выдержав несколько клинических смертей, сердце Никиты Чемезова остановилось 1 марта

1 марта в 18.55 врачи детской клинической больницы констатировали смерть трёхлетнего Никиты Чемезова, почти год пролежавшего в реанимационном отделении клиники. Он умер, не выходя из комы. Для Иркутска да и для всей России мальчик стал символом укора обществу, которое зачастую бывает слепо к жестокому обращению с детьми.

Необратимость

В начале февраля главный врач детской клинической больницы Геннадий Гвак, стоя рядом с кроваткой мерно дышащего Никиты, объяснял, что у мальчика развилась атрофия головного мозга: в голове становилось всё больше воды и меньше мозгового вещества. Но тогда врачи продолжали делать всё возможное, чтобы спасти малыша. Никите была сделана трепанация черепа, он был подключён к аппарату искусственного дыхания. Всё это время тысячи людей не только в России, но и в мире следили за ним.

28 февраля Никите сделали очистку лёгких и перевели на аппаратное дыхание. Ему предстояли две операции на головном мозге, для проведения которых должен был прилететь швейцарский нейрохирург Эвалдас Чеснулис, который, как надеялись в России, после операции забрал бы малыша на реабилитацию в Швейцарию.

Однако 25 февраля у мальчика начался прогрессирующий спад в состоянии.

– Видимо, не хватило внутренних сил, которые и так долгое время были на пределе,  – предположил Геннадий Гвак во вторник на спешно собранном брифинге. – У Никиты развивался синдром полиорганной недостаточности – болезнь всех систем и органов: почек, печени, сердца, лёгких. Не только головного мозга.  На мой взгляд, главной причиной смерти малыша стала недостаточность кроветворной функции.

1 марта у Никиты Чемезова остановилось сердце. Трёхлетний мальчик умер на больничной кроватке, не приходя в сознание.

– В 18.25 наступила клиническая смерть, более получаса ребёнка пытались реанимировать – делали это не впервые, несколько раз он уже «умирал» у нас и его удавалось спасти, но в 18.55 мы констатировали биологическую смерть, – сообщил Гвак. По его словам, Никита «из той когорты больных, которые не были обделены вниманием ни врачей, ни других людей, ни власти».  Его состояние мониторили министры здравоохранения области и России, губернатор Приангарья и множество других чиновников. По факту его смерти обязательно будет проведено служебное расследование,  чтобы доказать: врачи сделали всё, что могли.

Похоронами ребёнка займутся областные органы опеки. Больница и другие организации, которых, вероятно, будет много, могут посодействовать этому. Выразил желание помочь и дядя мальчика – брат матери, посещавший его в больнице. Как рассказали врачи, к Никите приходила и его прабабушка, до последнего рассчитывавшая забрать мальчика домой. Мать ребёнка Олеся Чемезова, находящаяся под подпиской о невыезде, не была у него ни разу.

Всё о его матери

Уголовное дело против неё и её гражданского мужа Владимира Шишкина уже несколько месяцев находилось в суде Усолья-Сибирского, но сейчас, в связи со смертью Никиты, возвратится в следственный комитет – обвинения будут переквалифицированы в более тяжёлые, сообщил старший помощник руководителя следственного комитета Владимир Саловаров. Шишкину, сидящему сейчас в СИЗО, будет предъявлено обвинение по статьям «Истязание» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть человека», а Олесе Чемезовой – «Оставление в опасности», «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних» и «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» – следствие утверждает, что основные увечья наносил именно Шишкин. Изменить Чемезовой меру пресечения нет возможности, пояснил Саловаров, потому что статьи, по которым она обвиняется, редко предполагают арест.

[/dme:i]

Когда будут проведены дополнительные экспертизы, дело вернётся в суд. Совокупное наказание, которое грозит отчиму ребёнка, если суд признает родителей виновными, может составить до 15 лет, Чемезовой – до трёх лет. Родители свою вину по-прежнему отрицают, отметил Саловаров. Для Шишкина это будет не первый срок – в своё время он уже отбывал наказание за кражу в тюрьме, где сидел вместе с мужем Чемезовой. А вернувшись оттуда, стал сожительствовать с женой своего товарища.

Между тем в тот же месяц, когда мир узнал о Никите, в Иркутской области стало известно о жительнице того же посёлка Мальта 25-летней Светлане Поповой, ранее судимой, которая истязала детей от первого брака своего мужа. Семилетнюю Юлю и восьмилетнего Дениса она прижигала утюгом и избивала куском электропроводки. По информации Владимира Саловарова, хотя обвинение садистке было предъявлено по статье «Истязание», которая грозит семью годами тюрьмы, усольский суд переквалифицировал его в «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» и «Побои», ограничившись наказанием в семь месяцев. Наблюдатели утверждают, что это не первый пример очень либерального отношения к преступникам Усольского суда.

Всего за прошлый год в Иркутской области было заведено 191 уголовное дело по факту жестокого обращения с детьми, рассказал Саловаров. В 33 случаях обвиняются матери, в пяти – отцы и в двух – отчимы. Чаще всего обвиняемым женщинам инкриминируется причинение смерти по неосторожности и неисполнение обязанностей по воспитанию детей, а мужчинам – изнасилование.

Со ссылкой на жестокость

Днём 1 марта по запросу «Никита Чемезов» поисковая система Яндекс выдавала 103 тысячи страниц.  Больше миллиона ссылок на статьи и записи в блогах, почти в каждой из которых сквозила вера в его выздоровление. «У Никиты Чемезова появилась надежда»,  «Давайте помолимся за этого мальчика», «Никитосик, мы с тобой, выздоравливай!» – обращались люди к не слышащему их ребёнку. 2 марта поверх этих ссылок стали появляться новые – говорящие о смерти Никиты. И снова – тысячи сообщений от людей, посвящённых неизвестному им мальчику.  Одни прощались с ребёнком, другие призывали на суд над жестокостью людей и бога. «Я, как отец, читаю это и горю от бессильной ярости. Кто-то годами ждёт чуда и потом всю жизнь строит ради воспитания ребёнка, а кому-то счастье упало – и они с ребёнком, как с мусором!» – восклицал неизвестный пользователь. «Бог всё видит и взыщет, но где людской суд?» – спрашивал другой. Им отвечал третий: «Люди, смотрите сами внимательно вокруг, вовремя обращайте внимание на неблагополучные соседские семьи, особенно где страдают дети, и не будьте равнодушными! Никакой господь никому не поможет и никого не накажет. Только мы можем сделать так, чтобы жестокости и зла вокруг стало меньше».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры