Дела или мифические обещания?
До последнего момента кандидат Антон Романов давал понять, что он пользуется поддержкой губернатора Иркутской области. Ранее глава региона уже дал оценку предвыборным листовкам Романова, в которых использовалась его фамилия: Дмитрий Мезенцев назвал этот поступок «некорректным», поскольку ни Романов, ни работники его штаба не спрашивали разрешения на использование его фамилии, и сказал, что «это останется на совести кандидата».
О своей позиции губернатор заявил в минувшую субботу. После церемонии вручения ключей от нового дома многодетной семье журналисты спросили губернатора, как он относится к кандидату Сергею Серебренникову. Дмитрий Мезенцев сказал, что, хотя вопрос для него неожиданный, он не будет уходить от ответа: «Это решение принято городской конференцией партии «Единая Россия» в конце декабря ушедшего года, это и решение бюро Генерального совета партии, которое состоялось в Москве».
Говоря о текущей ситуации в предвыборной кампании, Дмитрий Мезенцев подчеркнул: «Много разговоров, много наглядной агитации, много новых предложений, инициатив. Предложение уменьшить тариф на жилищно-коммунальное хозяйство вдвое. Предложение сделать, сразу после 14 марта, жизнь в десятки раз лучше. Я думаю, что иркутский избиратель, очень мудрый, опытный, тонко чувствующий фальшь, чётко знающий реальные возможности региональной экономики, возможности города, не может поддасться на популистские призывы, призывы нереальные, во многих случаях прямой обман. Я не вхожу в штаб как человек, который не является членом партии, но я поддерживаю Сергея Васильевича Серебренникова, рассчитывая, что горожане также отдадут свои голоса за него на выборах 14 марта».
Дмитрий Мезенцев заявил, что Владимир Якубовский получил предложение стать членом верхней палаты национального парламента не случайно, а в знак уважения к той работе, которую он вёл на посту мэра Иркутска: «Думаю, что управлять таким громадным городом, наследовать, приумножать и делать много более, потому что юбилей областного центра не за горами, может человек, имеющий опыт работы мэром города, опыт муниципального управления. Опыт, когда ты можешь предъявить тысячам людей результаты своей работы, опыт, когда не боишься идти на встречу к людям и разговариваешь не только с трибуны или с плакатов, а смотря людям глаза в глаза».
Губернатор отметил, что, на его взгляд, «есть ещё две недели работы предвыборных штабов, есть ещё две недели тем, кто не определился, задуматься об этом. И подумайте, уважаемые жители столицы Восточной Сибири, города вольного, смелого, мужественного и сильного, чего мы хотим сегодня – возвращения в митинги начала девяностых или последовательной спокойной работы?». Губернатор подчеркнул, что на выборах есть «обещания, которым мы не всегда можем верить, потому что даже те, кто их провозглашает, в них не верят по причине того, что там нет и грамма правды».
После этого говорить о каких-то общих позициях между Романовым и Мезенцевым просто смешно. Впрочем, у штаба Романова тоже есть чувство юмора: недавно в городе появились рекламные щиты, которые гласят, что большинство сторонников «Единой России» поддерживают Романова.
Однако точно подмечено, что кандидат во время выборов может говорить всё, что угодно, лишь бы это не противоречило закону. Отличить, где правда, а где не очень, задача избирателя. Вот и этот лукавый блеф рассчитан на то, что, даже если городской исполком «ЕР» кинется опровергать эту сентенцию, осадочек-то в голове избирателя всё равно останется. В довесок к лозунгам сомнительной достоверности прилагаются митинги и пикеты. На тот случай, если избиратель соскучился по весёлым 90-м годам, когда кушать было нечего, да и денег не было, зато свободы – хоть отбавляй.
А в чём на деле заинтересован Иркутск? Не в мифологических обещаниях, уж это точно. Востребована программа развития города, желательно созданная не в головах кабинетных мечтателей, а на основе того, что уже сделано и делается, в том числе при непосредственном участии горожан.
В первую очередь Иркутску необходимо закончить реализацию ряда крупных городских проектов. Это продолжение нового жилищного строительства, реконструкция существующего жилья, развитие транспортной сети, в том числе завершение строительства нового моста, наконец, это реконструкция исторического центра города.
Однако решение этих задач не даст в итоге прорыва. В среднесрочном плане Иркутску предстоит решать три стратегические задачи.
Это развитие социальной сферы, которое может происходить только на основе мощной налоговой базы.
Такая база уже создана усилиями предыдущей администрации, но раз мы говорим об увеличении объёма социальных обязательств, то доходы бюджета должны вырасти.
Рост может произойти только вследствие роста городской экономики в целом. Вот и ещё одна задача – построение сильной экономики города.
Важно понять, что только за счёт экстенсивного роста существенных изменений не добиться. Значит, необходима модернизация, притом глубокая, затрагивающая не только экономику, но и городскую инфраструктуру, систему подготовки кадров.
Модернизация – это не только реконструкция и обновление устаревшей городской инфраструктуры. По сути, это строительство в Иркутске нового, современного города. Это модернизация транспортных коммуникаций, энергетической и финансовой инфраструктуры, развитие компьютерных сетей и доступного широкополосного Интернета.
Это продуманная политика по организации городского пространства, направленная на формирование новых деловых кварталов, разгружающих центр города, строительство транзитных объездных маршрутов движения транспорта, современных парковок, внедрение современных систем обеспечения безопасности дорожного движения.
Наконец, это модернизация инженерных сетей и коммунальной инфраструктуры с привлечением средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Внедрение новых технологий и оптимизация управления ЖКХ позволят снизить стоимость коммунальных услуг.
Необходимо повышать комфортность проживания граждан в микрорайонах, думать об их комплексном развитии: от совершенствования транспортного сообщения до озеленения территорий, ремонта межквартальных и дворовых проездов, развития сети розничной торговли и бытовых услуг.
Реализация уже существующей муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Иркутске на 2004–2012 годы» потребует значительного увеличения объёмов и темпов строительства жилья в областном центре. Это, в свою очередь, предполагает отход от порочной практики точечной застройки и переход к строительству новых кварталов, изначально предусматривающих для будущих жильцов всю необходимую социальную инфраструктуру.
Наконец, это новая экологическая политика, предполагающая реализацию программы газификации города. Перевод систем отопления на обогрев с помощью экологически чистого топлива существенно уменьшит объём вредных выбросов в атмосферу. Может быть, скоро удастся совсем избавить Иркутск от дровяного отопления…
Формирование современной городской инфраструктуры позволит по-иному позиционировать Иркутск на политической и экономической карте Сибири. Позволит говорить не о провинциальном городе-аутсайдере, а о современном, динамично развивающемся центре. Иркутск станет желанным местом для жизни, работы и учёбы. Снятие административных и институциональных ограничений изменит инвестиционный рейтинг территории, даст толчок к развитию бизнеса, причём не только местного, но и привлечёт инвестиции из других регионов.
Сегодня у представителей бизнеса, инвесторов есть много интересных проектов по развитию Иркутска. Необходимо создать условия для их осуществления. Принцип простой: хочешь работать в городе – плати налоги. Платишь налоги – получаешь «зелёный» свет и поддержку от городской власти. Чем больше работает бизнес, тем эффективнее будет наполняться городской бюджет.
На этом этапе станет возможным существенное расширение городских обязательств перед социальной сферой. Здесь неизменными останутся приоритеты по поддержке материнства и охране детства, реализация программ помощи молодым родителям, матерям-одиночкам, многодетным семьям. Экономика, основанная на знаниях, потребует дальнейшего развития системы образования, поддержки педагогов, привлечения в эту сферу молодых и талантливых специалистов.
Город сможет существенно изменить подходы к финансированию здравоохранения, основываясь на приоритетном развитии амбулаторно-поликлинических учреждений, строительстве новых и капитальном ремонте существующих учреждений муниципального здравоохранения, укреплении их материально-технической базы.
Важным для развития областного центра представляется кардинальное повышение уровня безопасности и защищённости горожан, улучшение качества кадрового потенциала правоохранительных органов. Только это позволит вернуть им доверие населения, повысит взаимодействие граждан и милиции и раскроет новые возможности для профилактической работы. Иркутян интересуют не абстрактные проценты раскрываемости, а безопасность детей, играющих во дворе, тишина и покой на ночных улицах, снижение краж автомобилей.
Осуществимы ли эти ожидания? Конечно, нельзя добиться толку, организуя митинги и демонстрации, экономика не берётся горлом. Нужна кропотливая, спокойная, позитивная работа. Многое зависит и от того, насколько будущий мэр будет готов к совместной работе с региональной властью, федеральными структурами, насколько он будет готов к защите интересов иркутян.
Городу не нужен авторитарный вождь, упивающийся собственной харизмой. Ему нужен грамотный, опытный, инициативный мэр. И время для того, чтобы понять это, ещё есть.