издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Защитная реакция

Иркутяне стали использовать арест для защиты своего имущества

  • Автор: Валерия ТОПОРКОВА

Более 300 жителей Иркутской области обратились в прошлом году с просьбами не производить сделки или наложить арест на объект. В управлении регистрационной службы констатируют, что не проходит и дня без обращений в регистрационную службу с просьбой наложить арест на имущество, хотя это компетенция других структур. В судах и службе судебных приставов не наблюдают роста количества арестованной недвижимости. Но признают, что появляются случаи с просьбами от физических лиц арестовать их собственное имущество.

«Сам факт обращений свидетельствует как об актуальности темы, так и  о недостаточной правовой информированности населения, – считает заместитель начальника отдела ведения ЕГРП и регистрации арестов УФРС по Иркутской области Марина Копытина. – Обращения подобного рода не являются основанием для регистрации ареста. В управление должна быть направлена надлежаще заверенная копия соответствующего решения арбитражного суда или суда общей юрисдикции,  постановления судебного пристава-исполнителя либо решения налогового органа».

По данным отдела, в 2008 году поступило  413 письменных обращений граждан и юридических лиц с просьбами не производить сделки или наложить арест на объект, что на 6,7%  больше, чем в 2007 году, когда было 385 обращений. В 2009 году в отдел поступило 370 письменных обращений граждан и юридических лиц, что на 11%  меньше, чем в предыдущем году. Из поступивших обращений 65 – от юридических лиц, 2 – от публичных образований, а 305 – от граждан.  

Основная масса обращений содержит предложения о наложении ареста на имущество, ходатайства о приостановлении государственной регистрации, об установлении запрета на распоряжение имуществом, отказе в государственной регистрации. Люди просят наложить арест на недвижимость, допустим,  при расторжении брака, чтобы супруг не смог распорядиться имуществом до официального развода и раздела имущества. Либо с целью подстраховки, предотвращения  заключения сделок. К примеру, чтобы защитить имущество от мнимых собственников, желающих им распоряжаться. Или когда оспаривают какую-либо сделку, чтобы приобретённое по сделке имущество новый владелец не успел продать. В случаях, когда арест зарегистрирован в установленном порядке, регистрация сделок приостанавливается до снятия ареста судом и разрешения спора в суде, который может длиться в течение всего периода судебного разбирательства, зачастую и не один год.

Бывает, что по одному объекту недвижимости может быть несколько записей о зарегистрированном  аресте – до 8-10, констатируют в УФРС. Имеется в виду ситуация, когда разные госорганы накладывали арест, потом снимали, затем заново арестовывали. Например, по одному и тому же объекту могут иметь место споры между различными лицами, в связи с чем обеспечительные меры могут быть применены различными инстанциями (суд, служба судебных приставов, налоговые органы).

По данным УФРС по Иркутской области, за 2008 год было зарегистрировано 726 арестов на недвижимость, за 2009 – 1415, то есть почти вдвое больше. Как сообщили  в пресс-службе арбитражного суда Иркутской области, статистика по разновидностям применяемых обеспечительных мер не ведётся. По словам начальника отдела правовой статистики и обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Евгения Пенюшова, суд рассмотрел в кассационном порядке в 2009 году четыре заявления по аресту недвижимости: два заявления – по делу о банкротстве, одно – по делу, связанному с залогом, и одно – с взысканием задолженности. Всего дел, связанных с арестом недвижимости, суд рассматривает порядка пяти-шести в год.

Суд округа по кассационным жалобам в 2009 году провёл проверку 17 определений о принятии (отказе в принятии) обеспечительных мер в виде ареста имущества. Из них по 11 делам судебные акты оставлены без изменения, по 6 делам судебные акты отменены. По информации начальника отдела работы по реализации имущества должников Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (УФССП) Валерия Газарха, в 2008 году было арестовано недвижимого имущества на сумму 145 620 тыс. рублей, в 2009 году – на 864950 тыс. рублей.

«Суммы, подлежащие к взысканию, ежегодно возрастают, – отметил начальник отдела организации исполнительного производства УФССП по Иркутской области Дмитрий Желудков. – Однако если раньше рост составлял в среднем 10%, то в 2009 году по сравнению с предыдущим – порядка 30%. Увеличилась задолженность по кредитам, налоговым платежам с физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, долги вследствие гражданско-правовых сделок. Вполне возможно, причина тому – экономический кризис.  Но и не могу утверждать, что наблюдается ярко выраженная тенденция по увеличению исполнительных производств по аресту недвижимости».

Он сам объясняет это тем, что основная масса исполнительных документов – это незначительные суммы, штрафы, налагаемые различными государственными органами.  Исполнительное производство по аресту недвижимости исчисляется крупными суммами – десятками, сотнями тысяч, миллионами рублей. Таких исков значительно меньше. Как, например, арест недвижимого имущества, ранее принадлежащего ОАО «Кедр», на сумму 330 234,5 тыс. рублей – самый крупный на сегодняшний день в практике службы судебных приставов по региону. Кроме того, не у каждого должника есть имущество, которое можно арестовать. Не любой гражданин имеет в собственности квартиру, не все организации владеют какими-либо объектами недвижимости, которые можно арестовать. Поэтому фактически арестов недвижимости меньше, чем другого вида имущества, например, движимого – бытовой техники, оборудования, транспортных средств.

В большинстве случаев среди движимого имущества арестовывают бытовую технику, что равнозначно сумме штрафа. Либо налагают арест на недвижимое имущество, которое сразу обнаружено. Если должник уклоняется и у него нет другого имущества, кроме квартиры, земельного участка, гаража, то арестовывается объект недвижимости вне зависимости от суммы долга. Помимо автомобилей, квартир, бытовой техники, мебели, технического оборудования, а также счетов в банке, долгосрочного права аренды недвижимости встречаются нестандартные виды арестованного имущества. К примеру, имущественные права требования по договору долевого участия на строящуюся недвижимость – в жилом комплексе и в многоэтажном деловом центре. Бывает, что должник сам решает, каким именно имуществом расплатиться, что влечёт наименьший риск для него, чтобы окончательно не разориться.

«Я сам предложил в ходе судебного процесса арестовать своё имущество – бытовую технику, чтобы погасить долг по кредиту чуть более ста тысяч рублей. Оптимально не рисковать и не расплачиваться потом другим, более ценным имуществом в принудительном порядке, –  рассказывает собеседник «Конкурента» Иван Медведев, попавший в подобную ситуацию. – Тем более слышал, что сделки, заключённые за последний год, можно оспорить в суде. Скажем, если я продал машину или квартиру, кредитор может отобрать их у нового владельца. Кроме того, непогашенный долг мне грозил некоторыми ограничениями». «Арест по определению – это запрет на отчуждение, когда должник лишается права распоряжаться недвижимым имуществом: дарить, передавать в наследство, менять его», – пояснил Дмитрий Желудков. Но чем руководствуются люди, сами предлагающие арестовать своё имущество, сказать затруднился. Каждый случай индивидуален, полагает эксперт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры