Возвращённые долги
Тулунский «заказчик» получил пожизненно
В минувший понедельник в Иркутском областном суде оглашён приговор тулунскому предпринимателю Юрию Романенко к пожизненному заключению. Как установлено предварительным и судебным следствием, он организовал убийство шести своих партнёров по бизнесу, трое из которых скончались от огнестрельных ранений, ещё один – при взрыве самодельной бомбы. Два заказа не удалось довести до конца: потерпевшие, в которых стреляли, выжили. Кроме того, Юрий Романенко признан виновным в мошенничестве в крупном размере и хранении боеприпасов. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались трое его подчинённых – исполнители смертельных заказов Александр Болдин, Олег Солодкин и Виктор Шинкин.
Дело Юрия Романенко никак нельзя назвать типичным. Несмотря на размах убойного промысла, к организованной преступности житель Тулуна не имел никакого отношения. Но и обычным уголовником, зарабатывающим на жизнь криминалом, его тоже не назовёшь. Романенко – преуспевающий бизнесмен средней руки, хорошо известный в деловых кругах Тулуна.
Его фигура – неплохая иллюстрация к вопросу о том, что может представлять собой бизнес в сибирской глубинке.
Если верить анкете, Юрий Романенко – безработный. При этом свидетели в суде характеризовали его как удачливого предпринимателя, фактического владельца магазина, железнодорожного тупика, лесоперерабатывающего завода, нескольких фирм по купле-продаже леса и металлопродукции. В судебных заседаниях было установлено, что все эти предприятия, вся собственность оформлены на родственников Романенко, что очень типично для малого и среднего бизнеса. Как и привычка 2кидать» партнёров.
Свидетели отмечали, что «Романенко очень не любит расставаться с деньгами, ищет любые способы, чтобы оставить их при себе». Правда, далеко не всякий, кто так бескорыстно любит деньги, готов убивать своих партнёров, чтобы не возвращать им долги.
Первое заказное убийство из доказанных следствием и судом совершено в 1998 году, последнее покушение – в конце 2007-го. Почти 10 лет обычный предприниматель убирал с дороги партнёров по бизнесу. Могло ли это оставаться тайной в небольшом городе, где чуть ли не все друг друга знают?
Конечно, нет. Судя по показаниям свидетелей, таких же предпринимателей, об убийствах, связанных с именем Романенко, было известно очень многим. Он и сам не прочь был попугать своих партнёров, обращая их внимание на печальную участь тех, кто требовал у него возврата долга. И тем более не помышляли о мерах конспирации исполнители «заказов» – простые работяги, которые обязанности киллера воспринимали как обычный способ заработать.
На следствии свидетели охотно рассказывали, что Романенко часто пользовался услугами местного умельца, занимавшегося переделкой оружия. А в рабочем кабинете на сейфе у него лежали три гранаты («Зелёненькие такие, с пупырышками», – описывала «эти штуки» его подчинённая). Один предприниматель хвалился следователю, что присутствовал при изготовлении киллером бомбы («Гаражи у нас рядом»). Киллер даже дал ему подержать в руках металлическую трубу со смертельной начинкой и не утаил, кому она предназначена.
Технология подбора кандидатуры киллера была простой: Романенко давал своему работнику пистолет в руки, тот подходил к намеченной жертве и стрелял в упор. В 1998 году таким макаром были убиты известный в криминальном сфере «авторитет» Игорь Митрофанов по кличке Копчёный и его лучший друг Сергей Соин. К Копчёному обращались за помощью многие предприниматели, которых надул Романенко, просили помочь вытрясти долг, а «авторитет» не смог выбить из подсудимого даже свои собственные деньги – крупную сумму за обналичку векселя. Обычные меры устрашения, типа приглашения на «стрелку» со стрельбой, на Юрия Романенко не действовали. «До этого Митрофанов вот так же вызывал одного предпринимателя на встречу в кафе «У Марьи», прострелил ему ногу и избил битой. Юра Романенко знал об этом», – рассказывали свидетели, участники бизнеса по-тулунски. «Стрелка» с Романенко дала другой эффект: не только сам Копчёный, но и его друг (на всякий случай, вдруг начнёт мстить) стали трупами. Друга «авторитета» Солодкин застрелил во дворе тёщиного дома. Увидел его в машине, сказал: «Большая удача». С пистолетом на вытянутой руке, не спеша, подошёл поближе и убил наповал. «Солодкин говорил, что убьёт обоих по заказу Юры и срубит нормально бабок», – рассказывал свидетель.
Самого Копчёного убил Сыромятников по кличке Снайпер – так его прозвали за стеклянный глаз. Позже нашли труп самого Снайпера с огнестрельным ранением. Одному коммерсанту он незадолго до этого рассказывал, что боится шефа, тот должен ему много денег за работу, но рассчитываться не хочет. Предприниматель не сомневался, что речь шла о работе криминальной: «Сыромятников и мне много раз предлагал заказать убийство кого-нибудь, говорил, что стреляет метко». За убийство криминального авторитета Снайпер получил от Романенко всего 20 тысяч рублей.
Впрочем, тот говорил друзьям, что убьёт любого даже за полторы тысячи – денег у него часто не было совсем. Однако убойный промысел на деле оказался не таким лёгким: после исполнения заказа на троюродного брата Романенко, у которого тот сначала украл лес, а потом, припёртый к стенке, отказался за него платить, на киллера напала депрессия. Неделю Снайпер лежал дома, и его рвало: «бомба», которой он хвастался приятелю, разорвалась на его глазах, порвав жертву на куски.
Ещё один фигурант по уголовному делу, Александр Болдин, работавший у Романенко водителем, так пояснил следователю свои служебные обязанности: «Днём я работал на машине, а вечером брал пистолет из-под шкафа и шёл к дому Лукашёва». Ценой жизни этого бизнесмена стали полтора миллиона рублей, которые ему не заплатил Романенко за поставку шпал. Следующим заказом водителя, а по совместительству киллера, стал китайский предприниматель Линь Хай Тао. Он помешал тем, что перебивал цену за лес. После ранения китаец, из которого достали 33 дробины, выжил, но заказчик всё равно остался работой доволен: конкурента хорошо пуганули.
Последнему потерпевшему, предпринимателю Константину Дубровину, можно сказать, повезло: он лишился шести «КамАЗов» и «МАЗов» на сумму более четырёх миллионов рублей, которые Романенко присвоил мошенническим путём, зато сохранил жизнь. Киллер Шимкин, ещё один подчинённый Романенко, перед покушением выпил для храбрости целую бутылку водки, и выстрел, сделанный нетвёрдой рукой, оказался не смертельным.
Итог убойного предприятия: пожизненное заключение заказчику Юрию Романенко и лишение свободы исполнителям. Александр Болдин получил 19 лет, Олег Солодкин – 16 лет, Виктору Шинкину придётся отсидеть в колонии строгого режима 9 лет.