Обратная сторона школьной «оптимизации»
Служба по надзору в сфере образования провела «горячую линию»
Более 130 звонков из 22 муниципалитетов поступило на «горячую линию», которую провела на днях Служба по надзору в сфере образования по Иркутской области. Звонили и учащиеся, и студенты, и педагоги, и, конечно, родители. Сегодня, к сожалению, не каждый получает ответ на свой вопрос в нужное время и в нужном месте. Недостаточная информированность общественности о том, что происходит в системе образования, – одна из наших болезней, которые мешают работе всего организма. По мнению начальника управления Александра Костина, это основной вывод, который следует сделать, анализируя поставленные иркутянами проблемы.
Специалисты отмечают, что звонков о поборах в школах стало кратно меньше. Вряд ли это означает, что такой проблемы сегодня не существует. Просто с введением ЕГЭ родители гораздо больше обеспокоены качеством образования, которое напрямую связано с продолжением обучения в образовательных учреждениях разного уровня. То есть не только в вузах, но и в системе начального и среднего профессионального образования. На этом фоне плата за различные услуги в школах представляется не такой уж значительной.
Хотя бывают случаи, что называется, из категории вопиющих. Во время последней «горячей линии» принят звонок жительницы Ангарска, которая рассказала, что перед поступлением ребёнка в начальную школу родителей обязали купить парты. Социальные звонки всегда поступают, меняется лишь их процентное соотношение. Из того же Ангарска получен звонок о ликвидации школы при городской больнице, в которой учились дети с пожизненными и многолетними диагнозами – ДЦП, костным туберкулёзом, другими. По мнению автора звонка, не все дети смогут учиться в других школах, куда их перераспределили. Многие по состоянию здоровья перейдут на домашнее обучение, которое не всегда бывает качественным. Родители не знают о том, кто должен организовать такое обучение для детей-инвалидов. Снова встаёт вопрос о недостатке информации, первоисточником которой всё-таки должен выступать руководитель образовательного учреждения или муниципального органа управления образованием.
Суровая зима тоже добавила проблем системе образования. В Михайловской школе № 1 Черемховского района проводились занятия при температуре 6–12 градусов. Дети занимались в верхней одежде по 30 минут и вряд ли были готовы к усвоению программы. В этой ситуации просили разобраться родители. «Я понимаю, что многие родители не могут оставить детей дома одних, но в этом случае нужно находить какой-то компромисс, чтобы ребёнок пришёл в школу, но при этом чувствовал себя комфортно», – уверен Александр Костин.
По этому же району был ещё один тревожный сигнал – в одном из дошкольных учреждений родителей попросили принести одеяла, подушки и даже приобрести кровати. Этот факт будет проверяться, и в случае подтверждения такую неготовность к образовательному процессу специалисты учтут при проведении процедуры лицензирования и аккредитации. Кстати, именно в Черемховском районе по заключению коллегии службы по контролю и надзору в сфере образования, прошедшей в 2009 году, одна из самых неблагоприятных в области ситуаций с аккредитацией дошкольных образовательных учреждений.
Проблема, которая беспокоит родителей из Казачинско-Ленского района, связана с оптимизацией учебного процесса в малокомплектных школах. Объединены 5–6-е, 7–8-е, 9–11-е классы. Кстати, тема «оптимизации» вообще оказалась самой горячей и болезненной. Несмотря на то что идёт второе полугодие, до сих пор меняется расписание уроков. В этом же районе проблема с безопасным подвозом детей в школы. В школьных автобусах нет ремней безопасности, количество детей в транспорте превышает нормативы. Наверное, подобные вопросы звучат от населения не только во время проведения «горячих линий». Потому что с 25 по 29 января по инициативе службы в РОСТО прошли первые в своём роде курсы для водителей школьных автобусов.
Специалисты службы, опираясь на профессиональный опыт, говорят, что всегда есть неподтверждённые «сигналы»: кто-то неправильно понимает ситуацию, кто-то намеренно сводит счёты, например, с коллегами или руководителем. Но все звонки будут проверены. Сейчас уже составляется график внеплановых инспекционных проверок исполнения законодательства. «Горячая линия» не только даёт срез проблем, но и предполагает действенную реакцию на них со стороны контролирующих органов.
– Когда меры будут приняты и сколько времени это займёт? – интересуюсь у руководителя службы Александра Костина.
– Мы стараемся реагировать как можно скорее. По части вопросов, которые не требовали дополнительного расследования, мы сразу выходили на руководителей муниципальных образований, на органы управления образованием. Думаю, недели через две мы сможем дать ответы на все звонки. Особенность нашей «горячей линии» в том, что мы записываем все контакты звонившего лица. Это делается для того, чтобы оказать адресную помощь и потом убедиться, что она дошла, а вопросы решены.
Некоторые из них связаны просто с техническими огрехами или сбоями. Это самые «лёгкие» задачки. Например, поступило сразу несколько звонков из Усольского района по поводу несвоевременной выплаты зарплаты. Оказалось, что деньги были переведены в понедельник, а на расчётные счета поступили через два-три дня. Те, кто имеет электронные карты, получили деньги сразу. Однако чтобы получить деньги наличными, пришлось подождать до пятницы, а звонок был в четверг.
Гораздо сложнее решить вот такой психологический пример, если он вообще под силу чиновникам. Из Иркутска звонили по поводу выставления оценок за полугодие. Многие родители просто не знали, какие оценки получили их дети. Учительница недосмотрела, ребёнок не пометил себе в табели оценки. «Мы, конечно, рекомендовали образовательным учреждениям следить за этими вещами, – говорит Александр Костин. – Но по-человечески я понимаю, что проблема глубже. Иногда нужно посмотреть, в чём причина, почему ребёнок не говорит правду о своих оценках родителям и что ему потом за эту «правду» будет». Проблема рождается не в школе, а внутри семьи, потому и решать её нужно дома. Чем поможет контролирующий орган, если ребёнок боится родителей?
Обратная сторона медали – жалобы на некорректное отношение к родителям и учителям со стороны руководителей образовательных учреждений. Грубость, необоснованные претензии, формальное отношение к оценке результатов труда сильно портят жизнь людям и климат в коллективах. О том, насколько распространено такое явление в школах области, сказать трудно, но в рамках «горячей линии» эта тема заняла третье место. На втором месте – проблемы качества образования и подготовки к ЕГЭ.
Были, конечно, вопросы о низкой заработной плате, хотя они не относятся к компетенции службы. В основном это касается педагогов учреждений дошкольного образования. На самом деле уровень зарплаты у них низкий. Воспитательница в детском саду получает около четырёх тысяч рублей, нянечка – тоже. Остаётся одна надежда – переход на новую систему оплаты труда. В правительстве Иркутской области сегодня уже утверждены основные нормативные документы. С сентября этот подход будет апробироваться и постепенно начнёт внедряться в жизнь. Однако не везде сами учителя знают об этом.
Наибольшее количество вопросов поступило из Ангарска, Нижнеудинского, Качугского, Черемховского, Усольского и Слюдянского районов. «Радует, что родители теперь смотрят не столько на внешнюю форму, сколько на содержательные аспекты образовательного процесса. Потому что поняли, что без практических навыков, без качественного образования перспективы в жизни резко сокращаются», – говорит Александр Костин.
В этот раз было поменьше звонков и проблемы стали несколько другими. «Раньше говорили об условиях, чисто организационных моментах. Очень радует, что сегодня говорят о содержании процесса, о нагрузке, которая падает на детей, дозировании домашних заданий, – подводит итог Александр Костин. – Ещё один момент хотелось бы выделить – нашу правовую безграмотность, которая тесно связана с недостатком информированности». Когда родители приводят ребёнка в первый класс, они должны знать, на что стоит обратить внимание. Прежде всего, на лицензии, свидетельство об аккредитации, дающей право выдавать аттестаты, устав. Может быть, весь устав и не стоит заучивать, но права и обязанности участников образовательного процесса нужно знать чётко для собственной безопасности.