издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Землетрясение можно разрядить вручную

Гаити от нас далеко, и нам совсем не страшно. А напрасно. Трагедия далёкого Порт-о-Пренса в очередной раз напоминает о пробелах в организации службы сейсмической безопасности в нашем опасном в этом отношении регионе. О том, что происходит сейчас на Гаити, с точки зрения сейсмолога, и о ситуации в Прибайкалье рассказал главный научный сотрудник Института земной коры СО РАН Ралерий Ружич.

Сейсмологический ад

– Как вы оцениваете произошедшее на Гаити землетрясение?

– Когда в декабре 2004-го в Индийском океане произошло землетрясение, вызвавшее цунами, многие говорили, что именно так начинается апокалипсис (это землетрясение было одним из трёх сильнейших за всю историю инструментальных наблюдений. – Авт.). Однако то, что произошло на Гаити, можно действительно назвать сейсмологическим адом. Всё развивалось по наихудшему из возможных сценариев: сильнейшее землетрясение с эпицентром неподалёку от крупного густонаселённого города, в бедной стране, где не занимаются сейсмостойким строительством. На примере Гаити лишний раз подтвердилась простая истина: «Убивает людей не землетрясение, а плохо построенные здания». Мы называем это «эффект ловушки для соболя» – слабые опоры подломились, и людей придавило тяжёлыми перекрытиями.

– Этого можно было избежать?

– Мы посмотрели данные местных сейсмостанций, и можно утверждать, что предвестники готовящегося землетрясения были. В частности, перед ним был период затишья сейсмоактивности, а перед самой катастрофой были отмечены форшоки – слабые толчки, которые называют «ударами милосердия» за то, что они словно предупреждают о надвигающемся землетрясении. В общем, этих данных было достаточно, чтобы сделать среднесрочный прогноз за несколько недель до стихийного бедствия.

– Почему тогда не была проведена предварительная эвакуация?

– Это характерное отношение властей к прогнозам сейсмологов. И на Гаити учёные предупреждали местные власти, но последние этим прогнозом пренебрегли и жителей не предупредили. А ведь десятков тысяч жертв можно было избежать, просто выведя людей на улицы, переселив их в другие районы страны. Именно в этом смысл среднесрочного прогноза – за несколько недель принять меры и избежать паники.

– Как вы оцениваете действия спасателей?

– Из-за плохой координации действий акции спасателей малоэффективны. В первую неделю из-под завалов спасли менее ста человек, в то же время сотни людей гибли из-за недостатка медикаментов и плохой организации лечения. Можно сделать вывод, что причиной столь масштабной трагедии стало не само землетрясение, а обычное в таких ситуациях индифферентное поведение властей.

Землетрясения будут чаще, но слабее

– В случае сильного землетрясения в Иркутске возможно развитие событий по гаитянскому сценарию?

– У нас тоже не всё благополучно. Как показывает практика, специальные службы не имеют представления, как вести себя в подобной ситуации. Во время последнего сильного землетрясения на юге Байкала (култукское землетрясение произошло 27 августа 2008 года. – Авт.) первые два часа в Иркутске царили хаос и паника. Связь вышла из строя из-за огромного количества звонков людей, которые не знали, что им делать, и пытались дозвониться в справочные и аварийные службы. По городу ходили слухи, что с минуты на минуту будет ещё более разрушительное землетрясение. Мэр объявил эвакуацию, чем ещё больше напугал горожан. Комиссию по ЧС собрали через два часа, и только на ней первый заместитель главы администрации области Юрий Параничев по рекомендации учёных нашего института отменил эвакуацию – многолетние наблюдения показывают, что после основного толчка более сильных уже не случается.

[title=»Цифры»]
В последнем сильном землетрясении на Южном Байкале был причинён значительный ущерб посёлку Култук и городу Слюдянке.
Так, по первоначальной оценке сотрудников Института земной коры и ИрГТУ, он составил
250 млн. рублей. Чуть позже оценку проводили сотрудники комиссии по ЧС. По их подсчётам, итоговый ущерб составил 450 млн. рублей. Когда в начале августа на Байкал погружаться в батискафе «Мир» приезжал председатель правительства Владимир Путин, то на восстановление посёлка после стихийного бедствия и развитие инфраструктуры, по словам Валерия Ружича, уже планировалось выделить два миллиарда рублей. Как пояснили сотрудники комитета по экономике и финансам Слюдянского района, на восстановление после култукского землетрясения было выделено около 50 млн. рублей, из них 30 млн. – на восстановление объектов социальной сферы в Култуке, Слюдянке, Байкальске и Порту Байкал и 13 миллионов – на восстановление жилого фонда в Култуке и Слюдянке.

– Необходимые меры для того, чтобы этого больше не случилось, уже приняты?

– Ничего подобного! Достаточно сказать, что правительство РФ даже не внесло нашу область в список регионов повышенной сейсмоопасности – есть такая федеральная целевая программа помощи регионам с высокой сейсмичной активностью. Поэтому Иркутская область не получает из федерального бюджета средств и работы по снижению сейсморисков практически не ведутся. Из близких к нам регионов участником программы стала Республика Бурятия, но, насколько мне известно, серьёзного финансирования там тоже не получают.

– Как вы можете прокомментировать ситуацию на сегодня? Есть ли опасность сильного землетрясения в окрестностях Иркутска?

– Мы ведём мониторинг сейсмопроцессов не только в Восточной Сибири, но и в смежных регионах и по всей Земле. И выводы о распространении землетрясений сводятся к тому, что Земля, как единая система, способна генерировать сильные землетрясения в определённые периоды 11-летнего цикла. Сейчас наступила фаза, когда активность в Байкальской рифтовой зоне находится на высоком уровне. Но в Южном Прибайкалье признаков подготовки сильного землетрясения не отмечается. Отчасти потому, что события августа 2008 года разрядили обстановку. Это не только култукское землетрясение – за одиннадцать дней до него сильный подземный толчок был зафиксирован около Орлика, посёлка на юго-западе Иркутской области, на границе с Тывой. Но там гористая местность, где нечему разрушаться. Сейчас основная сейсмологическая активность смещается к Байкалу, в его центральную и северную часть и на северо-восточную оконечность. Там возможны ощутимые сейсмособытия, но не более того.

Улан-Батор в опасности

Учёные утверждают, что прогноз землетрясений не спасёт здания, однако поможет снизить ущерб. Но есть и альтернативный способ снижения риска возникновения сильных землетрясений.

В начале прошлого десятилетия главный научный сотрудник НИИ земной коры Валерий Ружич выдвинул теорию о том, что небольшими техногенными воздействиями на сложные геологические структуры можно вызвать в земной коре серию мелких существенных подвижек, которые позволят разгрузить внутреннее напряжение в сейсмоопасных районах, что предотвратит готовящееся сильное землетрясение. Как он тогда объяснял, предсказывать землетрясения точно учёные вряд ли научатся. Но даже точное предсказание не спасёт от разрушений. А вот предотвратить землетрясение, сделать его более слабым, разбить накопленную огромную энергию на кусочки – это возможно.

Летом 2004-го и в августе 2006 года группа учёных из Иркутска, Бурятского геологического института, Томского института физики прочности и материаловедения и Института динамики геосфер (Москва) провела серию экспериментов по воздействию на Ангарский разлом в Листвянке. Учёные воздействовали на разлом направленными взрывами и испытали новый тип скважинных подъёмных вибраторов, которые существуют пока в единичных экспериментальных экземплярах. Вибратор был разработан в Московском институте динамики геосферы РАН заведующим одним из отделов института Геворком Кочаряном. Учёные обосновали и доказали главную идею – что разрядка накопленного напряжения возможна техническими средствами.

И уже есть потенциально опасное место, где применение подобных технологий может спасти жизнь десяткам и сотням людей. До сих пор район Монголии окрест её столицы считался «восьмибалльной зоной», то есть более сильных, чем восемь баллов, землетрясений там не наблюдалось в прошлом и потому не ожидалось в дальнейшем. Однако при полевых исследованиях последних трёх лет, проведённых совместно монгольскими, французскими и иркутскими учёными, неподалёку от Улан-Батора были обнаружены палеосейсмодислокации – следы сильнейших землетрясений, проходивших на этой территории около двух тысяч лет назад.

Эти следы доисторических землетрясений показывают: в районе Улан-Батора возможны толчки, силой превосходящие 10 баллов, что для столицы Монголии, где сейчас китайцы строят целые районы 16-этажных зданий, никак не учитывая требования сейсмической безопасности, может быть причиной крупных разрушений и жертв. Во время ближайшего летнего полевого сезона иркутские и монгольские учёные продолжат совместные работы по оценке потенциальной угрозы Улан-Батору.

Валерий Ружич заверил, что если будет установлена высокая степень риска подготовки сильного землетрясения, при соответствующем финансировании можно будет провести крупномасштабные работы по снижению потенциала этих древних разломов.

Карта потенциальных землетрясений, ожидаемых в период 2010–2050 гг.

[dme:igroup ]

[/dme:i]
[/dme:igroup]


Условные обозначения

[dme:igroup ]

[/dme:i]

[/dme:i]
[/dme:igroup]


Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры