С чего начинается родина
На днях на моём сотовом раздался звонок. «Ты не представляешь, смотрю сейчас какой-то федеральный телеканал. Голос Ланового: «Николай Камов родился в Иркутске». Камов – иркутянин!» – захлёбывалась трубка. Звонил знакомый, заподозрить которого в общекультурном невежестве никак нельзя. А уж в техническом – тем более. Однако мужчина за сорок, из поколения, которому ещё досталось качественного советского образования, с недоумением продолжил: «Ты знаешь, я залез в Википедию. Оказывается, и Миль – тоже иркутянин...» На моё ленивое «И чего такого?» он довольно язвительно ответил: «В мировом вертолётостроении всего три значимых имени – Камов, Миль, Сикорский. И двое из них родились в Иркутске! А я об этом узнаю, не проходя мимо памятника «Чёрной акуле» и не по улице Михаила Миля, а из телевизора, от Ланового!».
Справедливости ради стоит заметить: в ноябре прошлого года по улице Карла Либкнехта, 5, где «провёл детские годы и воспитывался» будущий конструктор Михаил Миль, появилась мемориальная доска. В общем, и газеты про это писали. Можно было сунуть ноябрьские подшивки под нос моему знакомому. Взять его за руку и подвести к дому на Карла Либкнехта, 5. Но, братцы, признайтесь, кто из вас, гуляя по улице, читает эти серенькие мемориальные доски? И кто вспомнит статью в газетке трёхмесячной давности? Вроде бы галочка поставлена – Миль «отмечен» в мемориальной памяти Иркутска. Только выйдите на улицу и проведите простой опрос. Я уверена, никто, кроме пары-тройки краеведов да заседателей городской комиссии по топонимике, об этой доске ничего не знает. Памятник или улицу труднее было бы не заметить.
Я знаю железный контраргумент: в Иркутске что Камов, что Миль только родились, а как профессионалы состоялись в других городах. Вот в Улан-Удэ был вертолётный завод, выпускавший в том числе и машины фирмы Камова, там и улица Камова есть. Всё верно. Но в Иркутске несколько лет назад появилась улица Героя Советского Союза Бориса Пискунова. Родился он в Свердловске, Героя ему в 1943-м дали за установление связи при форсировании Днепра. А вот к нам Пискунов приехал жить через 15 лет после окончания войны. Однако этого достойного человека отметили именно в Иркутске. Улицей. Значит, можно не смотреть на место рождения и на прочие «составляющие», когда человек действительно заслужил? У нас в городе есть, к примеру, памятник маршалу Жукову, тогда как военачальник к городу никакого отношения не имеет.
Я не хочу делать противопоставлений, мол, один лучше, другой хуже. Просто интересуюсь: Камов и Миль не заслужили? Когда в 1947 году Камов выпустил первый свой вертолёт Ка-8, он просто так назвал его «Иркутянин»? Из фальшивого реверанса в сторону малой родины? Или эта родина ему, вполне состоявшемуся конструктору, была всё-таки дорога? Да бог с ними, с авиаконструкторами. Меня лично интересует мой племянник. Что чувствует 9-летний пацан, когда ему долго рассказывают, что энная улица Иркутска названа в честь «интеллигента провинции», который прожил тут всю жизнь и сделал много хорошего. Но это «много хорошего», согласитесь, явно не российского масштаба. Пацан, я вас уверяю, почувствует скуку и раздражение. И что ощутит мальчишка, у которого целый ящик разборных автомобилей, самолётиков и, кстати, вертолётов, когда его подведут к иркутскому памятнику «Чёрной акуле» (это я сейчас фантазирую) и скажут: «Отец этой машины родился здесь. Как и ты». Чувствуете разницу?
Я понимаю, что случайных фамилий на табличках с названиями улиц не бывает. Есть хорошие люди регионального масштаба. Безусловно, они заслужили, чтобы о них помнили. Но в Иркутске были личности другого масштаба, «забывать» о которых странно. Это, к примеру, Михаил Герасимов, антрополог мирового масштаба, или Алексей Окладников, один из самых известных советских археологов. Смешно как-то говорить, что в Иркутске, где один начал свою карьеру учёного, а другой был одним из основателей сибирской школы археологии, они не заслужили ничего, кроме скромненьких досок. Конечно, мне в ответ назовут две-три строки фамилий, которые гораздо больше сделали для Иркутска, чем Герасимов и Миль. Но для страны-то Герасимов и Миль намного важнее! Это к вопросу о том, где бы нам поискать достойный бренд для Иркутска. Моё субъективное мнение: мелочи типа моего племяша полезнее для начала знать, что отсюда стартовали люди мирового масштаба. А уж потом всё остальное. Тогда, наверное, не надо будет объяснять 9-летнему пацану, что его родина начинается не с падающих самолётов, а с взлетающих вертолётов. nnn