издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О милиции в прошлом и настоящем

  • Автор: Леонид МАКСИМОВ, ветеран Восточно-Сибирского УВД на транспорте МВД России, полковник милиции в отставке

К началу 80-х годов прошлого столетия благодаря комплексу организационных и практических мер, осуществлённых под руководством генерала армии Николая Анисимовича Щёлокова, прошла реформа всей системы: Министерство охраны общественного порядка (МООП) было преобразовано в МВД; утверждена новая структура органов внутренних дел в центре и на местах; открыт ряд специализированных учебных заведений, в том числе Академия МВД СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт.

Сейчас, с высоты прожитых десятилетий, легче судить о том, что способствовало успеху преобразований, свершившихся в 60–80-е годы прошлого века. В немалой степени положительную роль тогда сыграло взаимодействие милиции с общественностью. Опорные её пункты, добровольные народные дружины, советы общественности в трудовых коллективах – всё это были не формальные, а живые формы работы с населением, способствовавшие профилактике преступлений. Одновременно серьёзное внимание уделялось патриотическому, нравственному воспитанию личного состава. И особенно строгие требования предъявлялись к выполнению приказа министра «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам». Возросший в те годы авторитет милиции явился фактором, благотворно влияющим на оздоровление оперативной обстановки в стране.

Одновременно принимались продуманные меры, способствовавшие правовой, моральной и социальной защите сотрудников милиции и их семей. Имею в виду достойную заработную плату и пенсии, льготы на отдельные виды услуг, предоставляемые за особые условия службы в интересах государства и населения. Результат тоже не замедлил сказаться: милиция 60–80-х годов прошлого века комплектовалась лучшими представителями трудовых коллективов.

Конечно, двадцатилетие, о котором сейчас вспоминаю, не назвать безоблачным. Глупо утверждать, что все сотрудники органов внутренних дел были безгрешны, что никто из них не совершал преступлений и никогда не нарушал служебной дисциплины. Вот только отношение ко всему этому негативу со стороны руководства МВД было иным – более принципиальным, жёстким, бескомпромиссным.

К сожалению, 1983 год явился неким рубежом, за которым последовал неоправданный отказ от накопленного прошлыми двумя десятилетиями положительного опыта. Сменилось руководство страны, последовали «реформирования» структур МВД. До минимума была свёрнута оперативно-розыскная деятельность; упразднены штабы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; ликвидированы профилактические службы. В спешном порядке и часто по надуманным мотивам снимались с должностей способные руководители подразделений.

Не миновала эта участь и иркутскую милицию. От нанесенного ей в середине 80-х – начале 90-х годов «удара» она, как мне кажется, не оправилась до сих пор. Увольнялись трудоспособные, опытные, перспективные профессионалы, их места занимали люди сомнительной репутации.

Утрата ранее завоёванных милицией позиций продолжается вот уже четверть века. Из-за отдельных сотрудников-предателей падает её авторитет, в массовом сознании формируется обобщённый отрицательный образ современного милиционера.

Не могу сейчас не бросить упрёк средствам массовой информации. Да, они правы, когда информируют общество о противоправных действиях «оборотней в погонах». Но почему только им уделяется столько внимания? Их, поправших профессиональную честь, не так много в сравнении с теми, кто добросовестно выполняет свой служебный долг, кто жертвует жизнью в «горячих точках» и в поединках с бандитами. Разве эти люди не достойны того, чтобы о них писали газеты или снимались репортажи? Например, что знают иркутяне о семидесяти иркутских милиционерах и военнослужащих внутренних войск, погибших только за последние 10 лет на Северном Кавказе? Что известно об их семьях, оставшихся без кормильцев, о том, как существуют они, не получая должной социальной поддержки?  

Сегодня милиция снова на пороге широких преобразований, старт которым положен Указом Президента России «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Не вызывает сомнения: совершенствование кадровой политики, укрепление финансово-материальной базы, наконец, критический анализ всей деятельности милиции – всё это давно назревшие требования времени. И тем не менее оценка предстоящих реформ сотрудниками и ветеранами органов внутренних дел не однозначна. Не вполне понятна оптимизация структуры и состава органов внутренних дел, а также порядок сокращения численного состава аппаратов МВД и ОВД на местах. В частности, недопустимо нарушение исторически сложившейся системы и структуры подразделений Департамента по обеспечению правопорядка на транспорте.

И ещё: новая реформа не оправдает ожиданий, если милиция останется такой же, как сегодня, – социально незащищённой. Сотрудники и пенсионеры органов внутренних дел целенаправленно и последовательно лишаются льгот, ранее гарантированных государством, а размеры пенсий абсолютного большинства ветеранов младшего и среднего начсостава ОВД сегодня доведены до унизительно низкой черты. В связи с этим фактом хочется напомнить предупреждение Николая Анисимовича Щёлокова, и сегодня, спустя четверть века, не утратившее своей остроты и актуальности: «Нищая милиция опасна для общества и государства».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры