Загадка шахматной партии
Уже многие годы Ассоциация любителей шахматной истории Сибири и Дальнего Востока собирает материалы по истории иркутских шахмат. Увы, ситуация складывается не очень радужная – многое оказалось безвозвратно утерянным. Тем ценнее становится каждая новая находка, каждый обнаруженный исторический факт.
Несколько лет назад к нам в руки попала вот эта старая фотография. Есть все основания полагать, что на ней запечатлены иркутские шахматисты, ведь поступила она из семейного архива одного из наших видных шахматных деятелей Владимира Тимофеевича Карпова, долгие годы возглавлявшего в Иркутске шахматную федерацию.
Что можно сказать о запечатлённых на ней людях? Сняты они не в фотостудии, и шахматы со старинным шахматным столиком отнюдь не являются элементом декорации, столь привычным, например, в дореволюционные времена, когда за шахматами любили сниматься порой совершенно не причастные к ним люди.
Кстати, о столике. На десятках сохранившихся снимков довоенных лет запечатлены самые разные шахматные столы, но подобного ни на одном нет. Чувствуется, что это особый, сделанный в дореволюционные времена по специальному заказу столик, какие обычно очень активно использовали фотографы. Да и стул, спинка которого выглядывает на заднем плане, также больше напоминает интерьер фотостудии.
Для сравнения можно привести дореволюционный снимок, на котором за шахматной доской запечатлён иркутский городской голова Василий Васильевич Жарников. Фотография сделана в Тобольске, но форма столика и его оформление (своеобразные кисточки по краям) явно схожи. Видимо, таким в те годы был мебельный стиль. Кстати, коль речь зашла о Жарникове. Никаких свидетельств его причастности к шахматным делам (кроме этой фотографии) пока не обнаружено, хотя наибольшего расцвета дореволюционная шахматная жизнь в Иркутске получила именно в годы его руководства Думой. Куда больше претензий на шахматные лавры было у его предшественника – городского головы Владимира Платоновича Сукачёва, оказавшегося, по сути, крёстным отцом иркутских шахмат. Но при всём при этом его-то как раз за игрой в шахматы местные фотографы не засняли, пусть даже и в постановочном виде, а вот Жарникова сняли, хотя и в Тобольске.
А вот на снимке тридцатых наличие шахматных часов говорит о том, что играют серьёзные, можно даже сказать, профессиональные шахматисты. В те годы часы были ещё достаточно большой редкостью, а в собственном распоряжении их имели буквально единицы. Даже шахматные кружки, у которых была возможность заказывать часы по спортивной или профсоюзной линии, далеко не всегда могли похвастать наличием этого вида инвентаря.
По этой причине многие соревнования (даже весьма ответственные) проводились в регионах без часов. Правда, со временем почти повсеместно научились приспосабливать под это дело самодельные устройства, смонтированные из двух обычных будильников, но понятно, что массовое производство таким кустарным способом организовать было сложно. Стоит отметить и весьма высокую стоимость шахматных часов.
В этой связи интересна небольшая хроника, опубликованная в газете «Власть труда» 24 января 1929 года в рубрике «Что случилось»: «Кража. В клубе имени Дзержинского неизвестными лицами похищено двое шахматных турнирных часов стоимостью 59 рублей. Производится дознание». Думается, если бы у кого-нибудь украли пару будильников, вряд ли эта информация появилась бы в областной газете.
Справедливости ради отметим, что в Иркутске все значимые соревнования (чемпионаты города, области, первенства ведущих шахматных кружков и т.д.) уже в 1920-е годы неизменно проводились только с часами. Особенно серьёзно укрепилась шахматная база с открытием в начале 1925 года в городе образцово-показательного шахматно-шашечного кружка, укомплектованного всем необходимым, в том числе и великолепной шахматной библиотекой.
Но вернёмся к фотографии. Несмотря на то что на нём запечатлены шахматисты довольно высокого уровня, сняты они не за серьёзной игрой, а за лёгкой партией, скорее даже за анализом, так как часы ими по назначению не используются, иначе бы на них не ставились срубленные пешки. Форма младшего офицера на сидящем справа свидетельствует о том, что снимок сделан в довоенные времена. Такие кубики и треугольники на петлицах военнослужащие носили в 1930-е годы (до августа 1941 года), поэтому «год рождения» фотографии примерно ясен.
[/dme:i]
Больше вопросов вызывает одежда второго шахматиста, очень похожая на рабочую робу. Обычно на соревнования в такой форме стараются не приходить (хотя бывало, конечно, всякое), и можно предположить, что этот товарищ находится на «своей» территории, к примеру, на предприятии, где он работает, может быть, в красном уголке или комнате отдыха.
Но если честно, первый взгляд на этого человека вызывает мысль, что он заключённый. Уж очень типичной была такая «мода» в нашей стране в 1930–1950-х годах, и не один десяток иркутских шахматистов «примерил» её на себя. В арестантской робе, например, остались запечатлёнными для истории такие известные в наших краях в довоенные годы спортсмены, как Константин Алексеевич Гайдук и Феодосий Алексеевич Шелковников, оказавшиеся в застенках в 1938 году. Первый из них, признанный лидер и бессменный руководитель иркутских шахматистов, вскоре покинул этот мир, а второй впоследствии добился выдающихся результатов, но уже в другой сфере – в математике.
Впрочем, вряд ли всё это имеет отношение к нашему снимку. С выбором одежды в те годы было очень сложно, и порой как раз рабочая или служебная форма выручала, давая возможность выходить в свет в более или менее приличном виде. Ветераны могут вспомнить, как, уже не будучи солдатами, они годами «щеголяли» в армейской форме просто потому, что никакой другой одежды у них не было.
Серьёзных шахматистов в Иркутске в предвоенные годы насчитывалось не так уж много, но и немало. Под данную категорию может подойти до сотни человек. С военными тоже было всё в порядке: страна готовилась к войне. На групповых снимках участников соревнований тех лет людей в форме едва ли не столько же, сколько в штатском, но похожего на нашего мы, увы, не обнаружили. Может, читатели сумеют опознать кого-нибудь из этих шахматистов?
Фото из архива Ассоциации любителей шахматной истории Сибири и Дальнего Востока