Ледниковый период
Иркутские продавцы бытовой техники констатируют небывалый рост продаж обогревателей. Вместе с этим с началом отопительного сезона в полтора раза увеличилось количество жалоб на коммунальщиков. Многие собеседники «Иркутского репортёра» замерзают в собственных квартирах.
«Когда начались морозы, в середине декабря иркутяне за две недели раскупили все обогреватели, которые мы рассчитывали продать за декабрь – январь. И сейчас мы едва успеваем их завозить. В прошлом году эти бытовые приборы пользовались меньшим спросом», – отметила в разговоре с корреспондентом «ИР» директор магазина бытовой техники «Сибвез» Елена Кудрина. И так во многих других торговых точках. В отдел защиты прав потребителей комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска в четвёртом квартале поступило 37 жалоб на качество коммунальных услуг против 23 – в третьем, сообщил руководитель отдела Виктор Низовцев. Как правило, в начале отопительного сезона «всплывают» все проблемы – с отоплением, ремонтом жилых помещений, мест общего пользования, и горожане в это время чаще обращаются за помощью к юристам, считает член Адвокатской палаты Иркутской области Николай Мурынкин.
По словам Виктора Низовцева, жалобы на работу управляющих компаний в системе ЖКХ составляют лишь около 3% от всего объёма заявлений. В отдел защиты прав потребителей за прошлый год поступило почти 3,6 тысячи обращений. Виктор Низовцев предполагает, что невысокий процент обращений по поводу качества коммунальных услуг, в частности, говорит о том, что управляющие компании в конфликтах с потребителями услуг стали чаще находить компромисс. Управляющие компании более оперативно реагируют на обращения жителей домов, считает и начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Нина Астраханцева. Жалобы жителей города на качество предоставления коммунальных услуг составляют 9% от общего числа обращений, поступивших в это ведомство. С начала отопительного сезона в 2009 году специалисты управления приняли 85 жалоб на коммунальщиков, это на 16% меньше, чем в прошлом году. Снизилось и количество жалоб на некачественное обслуживание по отоплению жилья.
В то же время адвокат Николай Мурынкин оценивает долю обращений по отоплению как достаточно высокую – 20–25%. Граждане обращают внимание на то, что «батареи холодные», а плату берут в полном объёме.
Ново-Иркутская ТЭЦ «Иркутскэнерго», поставляющая тепло в квартиры большинства иркутян, работает по утверждённому температурному графику, рассказал начальник технического отдела УТС Ново-Иркутской ТЭЦ Антон Логашов. По нему допустимы отклонения в пределах 3%. Даже в период максимальных нагрузок, заверил представитель компании, замечаний к работе оборудования ТЭЦ не было. В самые морозные дни её мощности были загружены на 90%.
«В большинстве домов Иркутска десятки лет не выполняется капитальный ремонт внутренних систем отопления, и методы ремонта, которые ограничиваются только заменой индивидуальных тепловых пунктов, неэффективны», – поясняют специалисты.
По словам заместителя главного инженера сетевой компании «Иркут» Андрея Якименко, сейчас существуют жёсткие требования, касающиеся сбережения энергоресурсов, однако из-за того, что во многих домах системы отопления старые, экономить пока не получается. «Если труба заросла «кораллами» – вода по ней пролетает и не отдаёт тепло», – пояснил специалист. Снижается теплоотдача – идёт перерасход ресурсов. Компания старается провести капремонт: «Мы ставим автоматические системы розлива в подвале. Но многие жильцы самостоятельно меняют трубы и потом не пускают в квартиры, когда приходит время менять стояки». Таким образом, где-то сохраняется часть труб с «кораллами», где-то диаметр «меди» занижен, в итоге, по словам специалиста, для дома в целом результат плачевный. «Я сам живу в Ново-Ленино. У меня дома температура +18°. Прохладно, а что делать – температура допустимая», – заключил представитель сетевой компании «Иркут». В целом количество обращений в компанию в эту, более холодную, зиму осталось на уровне прошлого года.
Как правило, большинство конфликтов с УК разрешаются в досудебном порядке, говорят юристы. Если же договориться не удалось, сторона, право которой нарушено, может обратиться с иском в суд. По мнению адвоката, за консультацией к юристу по вопросу работы управляющих компаний граждане обращаются нередко, но до судов, из-за малозначительности исковых требований, доходят единицы. Причина заключается, во-первых, в длительности судебных разбирательств. Во-вторых, издержки на подготовку необходимых документов могут вылиться во вполне ощутимую сумму. К примеру, только составление искового заявления может обойтись в 2000 рублей, что пенсионерам или малообеспеченным людям может оказаться не по карману.
Оценки
Анастасия Украинская, журналистка:
– Мы живём в микрорайоне Университетский. Включаем обогреватель. Можно ещё краны включать с горячей водой в ванной и дверь открывать, или в кухне плиту нагревать, или духовку открытой держать. В общем, способов, мне кажется, много, в том числе энергосберегающих, а то обогреватель намного больше энергии требует, чем, например, компьютер или лампочка. У нас ещё тёплый дом, а у бабушки в Рабочем вообще жить невозможно, и с ЖЭУ, и без ЖЭУ: они пришли, батареи поменяли, что-то посмотрели, а толку нет.
Сергей Ежов, управляющий отеля «Sayen»:
– Дома тепло. Отчасти потому, что в прошлом году поменял все окна на пластиковые.
Марина Рожанская, руководитель кадрового агентства «Профессионал»:
– Дома холодно. У нас небольшой дом в центре Иркутска, мы живём в нём 12 лет. Проблемы с отоплением, причём у всех жильцов, начались последние два года, с приходом частной управляющей компании. Пока поставили везде обогреватели, периодически приходится сливать воду из батарей, поскольку давления не хватает и она в них остывает. Уже больше месяца управляющая компания кормит обещаниями. Сначала я честно ждала, каждый день звонила, пыталась выйти на руководство. Потом мне посоветовали написать заявление, обратиться на «горячую линию», теперь ждём ответа. Мне, как человеку, который работает, сложно найти время, чтобы писать жалобы, куда-то обращаться.