издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Скидка на старость

Эксперимент по утилизации подержанных машин пока не вызывает энтузиазма у автолюбителей

  • Автор: Ольга АЛЕКСЕЕВА, для «Восточно-Сибирской правды»

В нынешнем году 8 марта нас ожидает двойной праздник. Помимо того, что мы будем отмечать традиционный красный день календаря, руководство страны назначило на эту дату старт эксперимента по обмену старых автомобилей на скидку при приобретении новых. Размер льготы – 50 тыс. рублей. Дословно нововведение называется «эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».

Относительно первой части названия новшества необходимо отметить, что речь идёт только о новых автомобилях, произведённых или собранных в России. Первоначально мероприятие со столь амбициозными целями власти рассчитывали начать уже с 1 января. Предполагалось, что в пилотном проекте примут участие 19 регионов страны. К эксперименту допускались субъекты, на территории которых зарегистрировано не менее двух процентов всех автомобилей страны. Второй критерий – высокая концентрация автомобильного бизнеса в регионе. Кстати, Иркутская область не подошла ни по одному из оснований. Для всех 19 регионов, которых отобрали для участия в программе, установили жёсткие квоты на количество сданных автомобилей. Больше всего возможностей избавиться от «тазиков на колёсах» предоставлялось жителям Москвы и Московской области, квота этих регионов составляла около 60 тысяч штук. Ожидается, что всего в эксперименте примут участие владельцы 200 тысяч автомашин.

«Одной из самых острых проблем российского авторынка остаётся средний возраст эксплуатируемых автомобилей: около 50% парка старше 10 лет. Запуск пилотного проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой – стимулировать обновление автопарка», – цитируются на сайте Министерства промышленности и торговли России слова директора  Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова.

Но в начале 2010 года правительство отказалось от идеи пилотного проекта и решило распространить действие эксперимента на всю страну. Одновременно на 8 марта  был смещён срок начала масштабного мероприятия. Неизменными остались срок завершения эксперимента – 1 января 2011 года и сумма финансирования – 10 млрд. рублей, добавили лишь миллиард на доставку старых машин к местам утилизации. Как распределятся квоты при участии всех регионов, пока не ясно.  

У разработчиков и исполнителей программы осталось меньше двух месяцев, чтобы подготовить инфраструктуру для приёма и утилизации отживших свой век автомобилей. Региональные эксперты прогнозируют, что власти вряд ли успеют в столь сжатые сроки запустить такую трудоёмкую программу.

В предварительном варианте схема работы программы выглядит следующим образом. На скидку при покупке нового автомобиля имеет право владелец легкового автомобиля, произведённого не позже 1999 года. Кроме того, машина должна быть не разобрана, с полным комплектом документов. Автовладелец может рассчитывать на скидку только в том случае, если машина находится в его собственности не менее одного года. Одному из аккредитованных Минпромторгом дилеров владелец потенциального металлолома сдаёт своё старое авто.  В обмен на это получает сертификат на скидку в размере 50 тыс. рублей. Примечательно то, что, ещё не получив никаких преференций, человеку нужно будет заплатить три тысячи рублей за утилизацию своей «консервной банки». Новый автомобиль можно будет приобрести не сразу, а только после того, как будет утилизирован старый и оформлено свидетельство, подтверждающее этот факт.

Разработчики программы рассчитывают, что срок обращения документов составит 3-5 дней, при условии совершения всех действий в одном регионе. Поскольку создание пунктов утилизации в Иркутской области не запланировано, нашим дилерам придётся возить автомобили в Новосибирск. Остаётся догадываться, в какие сроки может растянуться оформление всех формальностей.

Как сообщается на официальном сайте Министерства промышленности и торговли России, по словам министра Виктора Христенко, взамен своих старых автомобилей люди смогут приобрести «не только традиционные российские бренды – ВАЗ,  ГАЗ, УАЗ, но и бренды зарубежных компаний, которые производят их на территории России. А также те модели и те машины, по которым компании вышли на полномасштабное производство либо имеют обязательства по полномасштабному производству».

«В результате мы рассчитываем, что примерно 60–65 моделей и российских брендов, и зарубежных брендов, производимых сегодня на территории России, самых разных классов машин будут доступны для приобретения по этой схеме», – сказал в разговоре с премьер-министром России Владимиром Путиным 11 января Виктор Христенко.

Очевидно, что нововведение найдёт своих сторонников, в том числе и в нашем регионе. Заинтересуются экспериментом, прежде всего, владельцы ни к чему не пригодной рухляди, которая годами ждёт своей участи под заборами. Владельцы же автомобилей старше 10 лет, но находящихся в хорошем состоянии, скептически относятся к инициативе властей. Многие из них не намерены менять подержанную, но добротную машину на новое «ведро с болтами».

«Необходимо признать, что автомобили делать у нас пока не получается. Это связано даже не с состоянием автопрома, а с российским менталитетом, – говорит руководитель Областного клуба автомотостарины Александр Анципирович. – У меня несколько автомобилей старше 10 лет. Моё мнение – любая такая иномарка лучше отечественной, сошедшей с конвейера».

Президент Региональной автодорожной ассоциации Виктор Григоров считает, что программа будет очень полезна автомобилистам. Вместе с тем он предупреждает о многочисленных трудностях, связанных с её реализацией. «В постановлении правительства отсутствует конкретика. Там очень много «отсылочных» норм. То есть в программе отсутствует чёткая и всем понятная система определения критериев участия и механизма реализации. Слишком всё расплывчато и неопредёленно», – говорит Виктор Григоров.

В программе отмечается, что заботы по транспортировке старых автомобилей к местам утилизации должны взять на себя автодилеры. Они заключают договоры с транспортными компаниями и организуют доставку машин. Затем Минпромторг компенсирует продавцам расходы по перевозке и скидку 50 тыс. рублей. Поскольку реализация программы способствует повышению спроса на новые автомобили, логично, что автодилеры должны быть заинтересованы в нововведении. Однако представители иркутских компаний до появления более конкретной информации предпочитают не комментировать новую программу.

С тем, что программа утилизации старых автомобилей – не самый простой в исполнении документ, соглашаются и сами его авторы. «Самая сложная, пожалуй, точка – это создание физической системы пунктов утилизации по стране. Их на сегодняшний день реально мы видим порядка чуть больше 10, 12–15. Но мы рассчитываем на то, что за счёт как раз реализации схемы и субсидий по доставкам на пункты реализации мы сумеем вовлечь в эту схему достаточное количество заинтересованных владельцев транспортных средств», – говорит Виктор Христенко.

В завершение хочется обратить внимание читателя на то, как названа инициатива утилизации старых авто – эксперимент. Скорее всего, таким образом власти, лишь запуская систему, оставляют себе право на ошибку: получилось – хорошо, не получилось – что поделаешь, это же был только эксперимент.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры