Витамин «Р» для взрослых?
Она шла по мокрому асфальту, не замечая луж. Вчерашний макияж расползся по лицу сизыми кругами, волосы, собранные в хвостик, выбились, и одна прядь закрыла и без того туманный, ничего не видящий глаз. В руках её была ноша, явно затрудняющая движение. Ноша в синем комбинезончике дрыгала ножками и на всю улицу выражала недовольство. На детский крик оборачивались прохожие, некоторые вслух осуждали: укололась, так сидела бы дома, с ребёнком ещё на улицу вылезла. Наркоманке в этот момент не было дела абсолютно ни до кого, она равнодушно шла куда-то, может быть, даже не соображая, в какой части города и на какой улице находится.
Вдруг нога её оступилась, и через секунду она летела на грязный асфальт вслед за своим дитём. Маленькое тельце шлёпнулось навзничь и перевернулось в холодную лужу. Чьи-то руки сразу схватили закатившегося в крике от страха и боли малыша и, пока его мать неторопливо барахталась, носовым платком уже обтирали грязное, заплаканное личико. Не успела наркоманка подняться и отряхнуться от налипшей грязи, как подкатили машины «скорой» и милиции. Молодую женщину и её малыша разлучили, усадив по разным машинам, что вызвало у окружающих облегчённый вздох.
Картина, к сожалению, не нова для Ангарска. Этому ребёнку ещё повезло. Сейчас он в больнице под присмотром нянь и врачей. Его обследуют, подлечат, откормят. Отдел опеки уже готовит документы на лишение родительских прав его матери. Сейчас 25-летняя наркоманка под надзором милиции. Её ждёт скамья подсудимых.
По словам психолога уголовно-исполнительной инспекции №3 Нины Тюриной, у них на учёте состоят 34 женщины, которые имеют отсрочку исполнения наказания.
– От колонии сегодня их спасают дети. Уголовный кодекс даёт матери отсрочку до достижения ребёнком 14-летнего возраста. Но если женщина упорно нарушает закон, то после лишения родительских прав от наказания ей не уйти. В прошлом году суд отменил отсрочку и отправил в места лишения свободы шесть мам, в этом году уже на четырёх готовы документы в суд. Более 80 процентов из них – наркозависимые или злоупотребляют спиртным, половина – имеют по двое и больше детей.
Принудительно заставить лечиться от зависимости сегодня закон не позволяет. Поневоле вспомнишь советские времена, когда Уголовный кодекс карал тех, кто отказывался добровольно избавляться от пагубных привычек, заставляя их пройти курс реабилитации в стационаре или лечебно-трудовом профилактории. На некоторых людей подобная мера действовала, как на нашкодивших детей витамин «р» – наказание ремнём. Этот метод воспитания довольно часто приносил результаты. Нынешние же наркоманы, обрастая судимостями, вязнут в омуте сами и затягивают в него своих детей. Судьи со стажем замечают, что фамилии обвиняемых нередко повторяются: дети и внуки сменяют своих «предков» на скамье подсудимых.
Матери рожают, получают пособие, гуляют на него в своё удовольствие, а когда ребёнок подрастает и начинает требовать больше внимания и средств, его в лучшем случае спихивают бабушке. Часто его домом становится приют. Ещё хуже, когда наследника воспитывают дома – личным, так сказать, примером.
Родителей-варваров наказать сурово невозможно. Сейчас за жестокое обращение с животными можно получить два года лишения свободы, а за жестокое обращение с ребёнком чаще всего назначают административное наказание, то есть штраф, который точно так же ударяет по семье. В Уголовном кодексе РФ, правда, есть статьи, предусматривающие наказание за жестокое обращение с детьми и оставление ребёнка в опасности, но они проблемы не решают. К тому же, чтобы подвести под одну из них такого родителя, по словам ангарских инспекторов по делам несовершеннолетних, надо собрать уйму документов и доказательств, обойти немало специалистов, потратив на это не один месяц.
В древней Руси отказаться от своего ребёнка считалось большим грехом. 30 лет назад судебное заседание о лишении родительских прав было редкостью. В 1999 году Ангарский суд рассмотрел 63 таких дела, а в прошлом году – уже 150. Суд удовлетворил 143 иска, и ни один из них не был оспорен лишёнными прав родителями в вышестоящей инстанции. Значит, сегодня каждые два-три дня у человека отнимают право быть родителем, а он с этим легко соглашается. Мало того, дружными парами отец с матерью подмахивают заявления о добровольном отказе от ребёнка, вычёркивая его из своей жизни навсегда!
Возмездие ещё придёт к преступнице под кайфом, уронившей на асфальт ребёнка. Не думаю, что сегодня закону это под силу. Но под силу людям. Был у меня знакомый судья в районном суде, который не удовлетворил ни одного иска о лишении родительских прав. Ему, мягко говоря, не нравилось, что молодые, здоровые трутни спихивают детей государству, плодясь и размножаясь после очередного судебного процесса. Однако, оставляя детей в семьях, судья поднимал на уши все контролирующие органы, заставляя брать нерадивых мамаш за горло и спрашивать с них за воспитание ребятишек по полной программе. Вот это было наказание! Зато многие родители потом в ноги ему кланялись: самим пропасть не дал и детей заставил вырастить.