Сливовое признание
Особенности плодоводства в сибирских условиях
Косточковые культуры распространены в садах иркутян очень широко. Об опыте их выращивания написано много. Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых особенностях плодоводства в условиях моего сада.
Из слив наилучшими в моём саду являются сорта Скороплодная (светло-красная) и Красный шар (тёмно-красная). Их черенки я приобрёл в своё время в Мичуринском саду ТСХА. Прививки были сделаны на войлочную вишню с целью получения в будущем деревьев сдержанного роста. В плодоношение эти сливы вступили на второй год – дали по 20 штук крупных (около 40 г), сочных и очень вкусных плодов. Приезжавший в тот год ко мне со съёмкой «Сибирского сада» А.А. Зонов, глядя на них, сказал: «Я был во многих садах, но такое чудо вижу впервые».
К счастью, это «чудо» оказалось ещё и высокозимостойким: обе сливы успешно выдержали морозы суровых зим 1999–2000 и 2000–2001 годов. Плодоношение их ежегодное и довольно приличное. А могло быть ещё выше, если бы я не допустил ошибку в самом начале. В год прививки побеги выросли более 1,5 м. Сейчас бы я их прищипнул уже на метровой высоте, а тогда даже не укоротил следующей весной. В результате ветвление появилось только на самом верху; там и большая часть плодов. Года через 3–4 я догадался сильно изогнуть прогонистые скелетные ветви, полагая, что в местах изгиба должны появиться волчки. Так оно и вышло. С тех пор изгибами пользуюсь довольно часто – вызывая ветвление искусственно.
Сливы, привитые на сеянцы сливы уссурийской, вырастают более высокими, чем на подвое войлочной вишни. Но первые побеги на них такие же прогонистые, требующие формировки. К тому же они часто отходят от ствола под острым углом, что ведёт к отломам под тяжестью плодов.
Каждый из указанных сортов самобесплоден, но они хорошо опыляют друг друга, летали бы пчёлки. По указанной причине деревья этих сортов должны сидеть рядом.
У садоводов оба сорта пользуются популярностью. Например, за 15 лет по окрестным дачам из моего сада разошлось более 500 саженцев. И все встречаемые мной садоводы, отведавшие сливы собственного урожая, рассказывали о них взахлёб, ни во что не ставя при этом привозные.
Несколько лет я пытался внедрить ещё один сорт Мичуринского сада – Евразию урожайную Сусова. Она в условиях Подмосковья зимо-
стойкая, имеет крупные (более крупные, чем у Скороплодной и Красного шара) плоды синего цвета. Но попытка не удалась, как мне кажется, по двум причинам. Во-первых, зимостойкость сливы для наших условий явно недостаточна – подмерзание древесины наблюдалось после каждой зимы. Во-вторых, слива очень поздно цветёт – значительно позже, чем наши обычные уссурийские сливы; для неё у меня, да и у соседей, не нашлось подходящего опылителя, из-за чего плоды нормально не завязывались и не наливались.
Неудачей закончилась также попытка внедрить у нас сливу Тульскую чёрную. Эта слива постоянно вымерзала даже в тёплые, по нашим меркам, зимы. Превращать её в стланец я не стал.
[/dme:i]
Успешное испытание в моём саду прошли сливы со Среднего Урала – Содружество и Рякитянского. Они проявили хорошую зимостойкость, высокую урожайность и хороший вкус плодов. Местным широко распространённым уссурийским сливам они вполне могли бы составить конкуренцию, но Скороплодной и Красному шару явно уступают из-за существенно меньших размеров плодов и меньшей их сочности.
В позапрошлом году я начал опыт по внедрению алычи. Биологически она очень близка к уссурийской сливе, обладает высокой зимостойкостью, неприхотлива. Меня привлекли сорта алычи, характеризующиеся самоплодностью, высокими вкусовыми качествами плодов, хорошим (30–40 г) их размером. Для примера приведу данные сорта Нектаринная ароматная: самоплодный, плоды от 40 до 52 г, очень душистые, по запаху напоминают чайно-гибридную розу и персик, их мякоть сочная, имеет вкус персика, сладкая.
Надежду на успех вселяет следующее обстоятельство: у меня уже растёт и плодоносит алыча Путешественница. Черенки этой алычи мне дал известный иркутский садовод В.А. Филиппов, у которого она к тому времени уже росла несколько лет. Путешественница не обладает высокой зимостойкостью в условиях нечернозёмной зоны России. В Иркутске она тоже показала себя не ахти как – после не очень суровых зим её древесина имела отчётливые признаки подмерзания. По этой причине я сделал прививки Путешественницы в нескольких местах сада, на разных гипсометрических уровнях. Самой удачной из них оказалась та, что была сделана в крону сливы Жёлтой Хопты (на высоте около 1,5 м), растущей около дощатого забора, в самом высоком на участке месте. В других местах прививки взялись, но в последующие годы пропали.
Испытываемые мной сорта алычи характеризуются более высокой, по сравнению с Путешественницей, зимостойкостью. Поэтому-то я и взялся за них. Прививки сделал на сеянцы уссурийской сливы. В первый год они развивались очень интенсивно, показав полную совместимость привоя и подвоя. На второй год я их рассадил на постоянные места. Саженцы алычи Персиковой и Янтарной, наиболее зимостойких (по справочнику) сортов, решил формировать в штамбовой форме, остальные (Нектаринной, Нектаринной ароматной, Мары, Скороплодной) – в стланцевой, с возможностью их перевода в последующем в стланцево-кустовую, т.е. укрываемую на зиму, форму.
В год посадки на постоянное место некоторые саженцы уже начали плодоносить. На моём участке самым скороплодным оказался сорт Нектаринная ароматная. На следующий год к нему добавились Мара и Нектаринная.
Полученные результаты можно считать обнадёживающими. В случае успеха не исключено, что алыча может составить серьёзную конкуренцию растущим у нас сливам, поскольку среди её сортов много крупноплодных, самоплодных, устойчивых к заболеваниям и вредителям, неприхотливых к возделыванию. Плоды алычи культурной вкусные, ароматные, дружно созревают, хорошо переносят транспортировку в течение нескольких дней. Плоды некоторых сортов сохраняются в лёжке 3–4 месяца.