Живите пока на авось
Лариса Горобец (имя изменено) всегда с замиранием сердца смотрит по телевизору горестные кадры чужой беды. Обрушился дом, под грудой обломков ещё могут находиться люди, вокруг пожарные, спасатели, дорога каждая минута. Эту картину от себя отогнать трудно, ведь она и её соседи живут в двухэтажном доме, который ещё весной 2004 года власти Усть-Илимска признали аварийным и непригодным для проживания.
Но, как это часто бывает, за таким ответственным признанием никаких действий не последовало. Жильцам словно сказали: «Живите пока на авось».
В своём исковом заявлении в Усть-Илимский городской суд Горобец обрисовала состояние своей квартиры: потолок провис, двери перекошены, полы сгнили, сантехника в аварийном состоянии. Но это то, что видно невооружённым глазом. А вот выдержка из акта, согласно которому дом был признан непригодным для проживания: «Его обследование подтверждает явное нарушение строительной целостности здания, заключающееся в отклонении блоков от вертикальных осей и горизонтальных плоскостей за счёт просадок в основании строения».
Обидно, что дом «повело» не от старости, а явно от качества строительных работ. Он построен в 1974 году. Причём однажды уже подвергался капитальному ремонту.
Поскольку теперь это аварийное жильё представляет угрозу для жизни, истица попросила суд обязать администрацию предоставить ей и её семье равноценное жилое помещение общей площадью не менее 41 квадратного метра.
Однако ответчики, представители Усть-Илимской администрации, в ходе судебного заседания приводили свои доводы, согласно которым никаких прав на получение равноценного жилья у истицы нет. Якобы законодательство вовсе не обязывает городские власти предоставлять таким гражданам жильё, равнозначное по площади. А справка БТИ не может служить доказательством размера общей площади жилого помещения. К тому же истица не состоит на учёте как нуждающаяся в жилье. А это в таких случаях просто обязательно. И самое главное – свободного жилья в городе нет, как и денег для его постройки. Усть-Илимск не включён в заявку Иркутской области для получения финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Доводы администрации сыпались и сыпались, словно аварийного дома, где под страхом его обрушения проживала Горобец, не было и в помине. Между тем, и суд это ясно довёл до представителей администрации, истица имеет право на внеочередное предоставление равнозначного по общей площади жилого помещения. И ни на какой учёт ей становиться не надо. И справка БТИ является в этом случае надлежащим документом. Если дом признали аварийным – значит, есть угроза для жизни тех, кто в нём проживает. О какой очереди тут может идти речь?
Читая материалы этого гражданского дела, невольно представляешь, какие «железобетонные» «нет!» приходилось выслушивать Ларисе Горобец в различных чиновничьих кабинетах. Можно было сложить руки и поверить: на «нет» и суда нет.
Однако Усть-Илимский городской суд встал на защиту истицы и обязал администрацию города предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемой квартире. Лишь бы аварийный дом выдержал этот временной промежуток между судебным решением и новосельем.