издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Личный художник мецената

  • Автор: Людмила СНЫТКО, для «Восточно-Сибирской правды»

Уже современники отмечали высокий, столичный уровень собрания Владимира Платоновича Сукачёва. Его коллекция к концу XIX века вмещала «до ста полотен русских художников... Картинная галерея В.П. Сукачёва имела картины всех русских художников, выдвинувшихся после 70-х годов XIX века до 1900-х. Владимир Платонович не пропускал ни одной выставки (в Петербурге), чтобы не купить картину» (из записок современника В. Сукачёва И. Попова, редактора иркутской газеты «Восточное обозрение»). Действительно, ежегодно в 1880-е и 1890-е, чаще всего в летние месяцы, отпускник собирался в столицу, чтобы решать городские дела и, конечно, посетить выставки, мастерские художников с целью приобретения новых картин. Судя по «Формулярному списку В.П. Сукачёва», хранящемуся в областном архиве, по 4–5 месяцев, а то и больше, с разрешения иркутского губернатора городской голова проводил в столице или в Европе.

К сожалению, Владимир Платонович не оставил никаких записей о посещениях выставок, встречах с художниками, покупках картин. Приходится только догадываться, с кем из художников он был лично знаком. Не вызывают сомнения особенно близкие отношения со столичным художником Василием Павловичем Худояровым (1831–1892), у которого он не только купил четыре произведения, но и заказал ему четыре семейных портрета в начале 1880-х годов для новой иркутской усадьбы: портрет умершего в 1878 году отца Платона Петровича, рано ушедшей из жизни матери Аграфены Никаноровны, свой портрет и портрет супруги Надежды Владимировны (все они, кроме портрета В. Сукачёва, в наши дни находятся в его возрождённой усадьбе). Думается, что и ещё один портрет Худояров написал по просьбе Владимира Платоновича – императора Александра III в пару к портрету его супруги Марии Фёдоровны, который Сукачёв приобрёл у знаменитого художника Константина Маковского. Он был лично знаком с императорской четой и их сыном, великим князем Николаем Александровичем (Николаем II), который посетил Иркутск летом 1891 года.

Что могло сблизить Сукачёва и Худоярова? Возможно, то, что оба были из сурового восточного края: известно, что Урал, откуда родом Худояров, долгие годы считался частью Сибири. Возможно, привлекла его необычная судьба: происходил художник из крепостных уральских заводчиков Демидовых. Начинал постигать живопись у своего талантливого отца – художника-самоучки, который был замечен на академической выставке в Петербурге в 1849 году. Худояров-сын преодолел все трудности на пути к признанию. В 20 лет он ещё у себя дома, в Нижнем Тагиле, пишет картину «Медный рудник» – панорамный вид заводского посёлка. В 1855 году едет в Петербург, но, будучи крепостным, он не имеет права поступать в Императорскую Академию художеств и поэтому начинает учёбу в школе рисования для вольноприходящих («школа на Бирже»). В 1858-м Худояров за успехи в искусстве получает вольную. С 1859 по 1865 год (целых 6 лет!) он студент Академии художеств у профессора А.Т. Маркова. Будучи способным учеником, получает все установленные в академии медали. Его духовным отцом в искусстве становится известный художник-демократ И.Н. Крамской, до конца жизни принимавший участие в судьбе художника. В качестве программы на Большую золотую медаль Худояров пишет картину «Меркурий усыпляет Аргуса» (хранится в Пермской картинной галерее). В 1865 году он был удостоен звания классного художника третьей степени и чина 14 класса. После окончания академии Худояров выбрал Петербург, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Работал по заказам императорского двора, Генерального штаба, Финляндского Сената, церквей. Участвовал в академических выставках, которые особенно любил посещать иркутянин В. Сукачёв.

В 1876 году на очередной академической выставке в Петербурге появилась его небольшая картина «Рыболов». Сукачёв в этом году жил в Одессе с молодой супругой Надеждой Владимировной, первенцем Борисом и только что родившимся Платоном. Владимир Платонович вполне мог приехать на выставку и присмотреть «Рыболова» для будущей коллекции. Что могло привлечь человека с развитым вкусом и демократическими взглядами? Изображён крестьянин со всеми атрибутами рыболова. Подробно и с любовью пишет художник его голову с густыми кудрями, выбивающимися из-под шапки, с окладистой бородой, внимательным взглядом. Его крепкая фигура, простая, но добротная крестьянская одежда исполнены с особым мастерством. Вокруг родные места, где крестьянин чувствует себя хозяином. Жанры подобного рода с одним героем были особенно популярны во второй половине XIX века. В 1890 году Сукачёв представил картину на знаменитую Благотворительную выставку, которую устроили иркутские коллекционеры в пользу нуждающихся. А в 1997 году её облюбовали музейщики из Канадзавы и она отправилась на выставку в далёкий японский город вместе с другими произведениями нашего собрания. В наши дни картина экспонируется в усадьбе Сукачёвых.

[/dme:i]

Есть и ещё одно доказательство близкого знакомства Худоярова и Сукачёва. По всей вероятности, Сукачёв знал, что художник живёт в стеснённых условиях. Имея большую семью, он вынужден был брать заказные работы, чаще всего портреты и копии с картин западных художников. Стремясь поддержать художника, Сукачёв заказал ему пять портретов, о которых уже упоминалось в этой статье. Помимо этого, вероятно, тоже по просьбе Сукачёва, Худояров исполнил две копии: «Плач Богоматери у креста» (с картины Поля Делароша) и «Голландская ферма» (с картины неустановленного автора). Известно, что, кроме подлинников современных ему русских и западных мастеров, Сукачёв приобретал и копии с полотен выдающихся западно-европейских художников прошедших веков. Его цель – познакомить сибиряков с именами великих (Рафаэль, Рубенс, Аллори, Рени, Корреджо, Дольчи, Мурильо, Рибера и другие – копии с их работ представлены в усадьбе Сукачёвых).

Портрет 33-летнего Сукачёва, написанный Худояровым, открывает выставку «Картинная галерея» в основном здании музея (Ленина, 5). Он исполнен в традициях живописи его друга, известного портретиста И.Н. Крамского. Каждая деталь умного интеллигентного лица является воплощением твёрдости, ума, благородства.

В 2007 году в Екатеринбурге вышла книга О.Н. Силоновой «Крепостные художники Демидовых». В ней опубликованы все произведения В. Худоярова из иркутской коллекции. Вот её заключение: «Сукачёвская коллекция работ Худоярова даёт наиболее полное представление об этом художнике».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры