Возвращение памяти
В Иркутске будет установлена мемориальная доска в честь журналиста Георгия Ржанова
Михаил Филиппов – скульптор, работающий в творческой мастерской известного иркутского мастера Евгения Ивановича Скачкова. Фирменные работы Скачкова и его учеников – конная статуя арата у поворота к посёлку Усть-Ордынский и могучие фигуры атлетов на фронтоне Дворца спорта. Впрочем, и сегодня мастерская продолжает активную творческую деятельность. Недавно авторский коллектив Михаила Филиппова, Николая Таничева и Руфа Полякова занял второе место на конкурсе эскизных проектов памятника декабристам, который планируется установить к 350-летию города Иркутска.
Сейчас Михаил Филиппов в мастерской за новой работой – мемориальной доской, которая по инициативе коллектива «Восточно-Сибирской правды» будет установлена в память о Георгии Ржанове, одном из основателей и вдохновителей газеты «Власть труда», которая с 1930 г. носит название «Восточно-Сибирская правда». Георгий Александрович руководил газетой в начале 20-х годов, когда молодая советская власть прощала рабочей прессе и иронию, и даже жёсткую критику. Иркутяне запомнили Ржанова не только как редактора, но и как талантливого писателя и замечательного организатора: он стоял у истоков Иркутского литературно-художественного объединения. Благодаря Георгию Ржанову были выпущены многие книги и сборники «илховцев», стране стали известны имена Джека Алтаузена, Ивана Молчанова-Сибирского и многих других.
Именем Георгия Ржанова названа одна из улиц областного центра, но едва ли обитатели микрорайона Солнечный, спешащие мимо таблички «Ул. Ржанова», знают, о ком идёт речь… Именно поэтому установкой мемориальной доски «Восточно-Сибирская правда» решила напомнить иркутянам о их замечательном земляке, а заодно отметить таким образом день выхода первого номера газеты и внести свой скромный вклад в подготовку 350-летия Иркутска.
«Несмотря на то что мемориальная доска выглядит металлической, желающие сдать её в металлолом могут отдыхать», – уверенно заявляет скульптор. На самом деле доска выполнена из искусственного камня – полимербетона. Это современный материал, представляющий собой затвердевшую смесь высокомолекулярного вещества с минеральным наполнителем, роль которого выполняет мраморная крошка. Сегодня по этой технологии делаются, например, корпуса морских яхт. Полимербетон обладает большей прочностью, водонепроницаемостью и морозостойкостью. «В Иркутске мемориальные доски по такой технологии пока не изготавливались, однако художественное литьё из полимербетона хорошо зарекомендовало себя в Подмосковье и Центральной России».
Кстати, в такой же технике Михаил Филиппов выполнил скульптуру студентки, установленную к 60-летию Иркутского государственного лингвистического университета. Девушка как будто накануне экзамена присела на кованую скамейку, чтобы ещё раз пролистать словарь иностранного языка.
По технологии мемориальная доска сначала выполняется в оригинале из глины. Затем с неё снимается гипсовая отливка, и лишь потом в гипсовую форму заливают полимерную смесь. Сейчас скульптор «освобождает» отлитую доску из гипсового плена. С каждым движением рук мастера появляются детали – газетный лист, логотип «Власти труда», лицо Ржанова…
«К сожалению, в Иркутске сегодня мало занимаются скульптурой малых форм, – сокрушается Михаил Филиппов. – Мы не делаем даже того, что обязаны по закону. Например, положено устанавливать дважды Героям Советского Союза бюст на родине. У нас их всего трое: Афанасий Белобородов, Николай Челноков и ныне здравствующий космонавт Борис Волынов. Накануне 60-летия Победы, в марте, у нас в мастерской появился какой-то заместитель губернатора – мол, нужен срочно бюст Челнокова. Пришлось объяснить, что за месяц такая работа не делается. Тогда они поставили камень с надписью, что на этом месте будет установлен бюст дважды Героя Николая Челнокова, – и всё. Сейчас уже 65-летие Победы на носу, а камень так и стоит».
Утрачена, по словам скульптора, и памятная доска в честь посещения Иркутска Антоном Павловичем Чеховым, которая раньше висела на здании по адресу ул. Чехова, 2. «Я обращался в фирму, владеющую зданием, с предложением восстановить доску – идею вроде бы поддержали, но дело ушло в песок». «Не скрою, я рад, что сегодня находятся люди и компании, которые готовы украшать город и возвращать память его обитателям», – признаётся скульптор.