Мой отец – Герой Советского Союза
Совсем скоро весь мир будет праздновать 65-ю годовщину Победы. А наша семья вот уже в семнадцатый раз отметит этот замечательный праздник без дорогого нам человека – отца и дедушки Семёна Ильича Хейфеца.
Этот праздник всегда был в нашей семье самым главным. Помнится, когда мы были ещё подростками – это я, старшая сестра Неля и брат Володя, – то с нетерпением ждали эти дни. Отец надевал свой парадный костюм со Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красной Звезды и Отечественной войны и всеми боевыми медалями. Мы шли рядом с ним по городу и с удовольствием ловили любопытные и уважительные взгляды встречных прохожих: «Звезда Героя!». А звон его орденов звучал для нас громче любых салютов.
«Мой отец – герой!». До сих пор во мне живёт это непередаваемое чувство восторга и гордости. И оно рождается снова каждый раз, когда я слышу, как уже давно повзрослевшие внуки вспоминают: «А деда советовал…», «А деда говорил…», «Деда рассказывал о войне…». Вот и мой зять Алексей Евгеньевич Смирнов, доцент института МВД, тоже собирает материалы об отце, чтобы рассказать о нём своим коллегам. Я бесконечно благодарна ему за эту память.
Папа пошёл на фронт в 1943 году. Это была не первая его война. В 39-ом он воевал на Халхин-Голе, и, как потом говорил, этот первый боевой опыт ему очень помог на Западном фронте. А родился он в многодетной семье жестянщика-кустаря в Иркутске в 1909 году. Свою трудовую биографию начал в мастерской отца в 14 лет, а завершил её в 82 года. И мы, его дети и наши дети, до сих пор почитаем его как неутомимого труженика, заядлого книгочея и «вечного» студента, потому что учился он постоянно – в техникуме, в университете, на курсах, у своих коллег. Да и сама его жизнь и работа были для него постоянными университетами.
В первые дни войны он пытался получить в военкомате направление на фронт как бывший военный. Но ему отказали, так как нужно было срочно строить новые цеха на хлебокомбинате, где он работал. И только в феврале 1943 года отец был откомандирован в офицерское училище в Забайкалье. В апреле 1944 года в звании младшего лейтенанта он был зачислен в 932-й полк 252-й стрелковой дивизии 2-го Украинского фронта. Как рассказывал отец, седьмой стрелковой ротой командовал сибиряк лейтенант Пестерев Алексей Иванович, родом из Бурятии, а начальником штаба батальона тоже был сибиряк из Новосибирска старший лейтенант Пётр Михайлович Савельев. Всем им оставалось тогда воевать чуть более года, и фронтовую дружбу они пронесли через всю оставшуюся жизнь.
Сейчас я уверена, что эта крепкая мужская дружба стала хорошим примером для всей нашей семьи. Её, как нечто непреложное, бесценное во взаимоотношениях добрых людей, принимали как эстафету и все новые члены нашей семьи – зятья, невестки. Это ощущение уверенности в дружеском плече, уважение к тому, с кем по жизни идёшь, цементировало наше всё более разрастающееся с годами семейство.
Однополчане подружились, когда на подступах к Румынии готовилась знаменитая Ясско-Кишинёвская операция. После её завершения отец получил свою первую награду – медаль «За отвагу». После освобождения Венгрии – орден Красной Звезды. В январе 1945 года за участие в ликвидации танкового прорыва у разъезда Чор недалеко от озера Балатон – орден Отечественной войны второй степени. Но главным событием в его военной биографии, о котором отец всегда рассказывал с гордостью и с горечью от понесённых тогда их батальоном многочисленных потерь, было форсирование Дуная.
Об этом подробнее можно узнать из его воспоминаний, опубликованных в книге Восточно-Сибирского книжного издательства «В годы Великой Отечественной войны», вышедшей в 1975 году под редакцией доктора исторических наук И.И. Кузнецова. Она бережно хранится у нас дома с дарственной надписью: «В день 30-летия Победы над фашистской Германией от участника этой победы – вашего отца и дедушки».
[/dme:i]
Одним эпизодом отец особенно гордился. Это было 28 марта 1945 года. «Из рассказа офицеров, присутствовавших на совещании в штабе, я узнал, что инициативу проявил сам Пестерев. Командир полка спросил: «Кто будет форсировать первым?». На мгновение воцарилась тишина. И пока другие командиры решали для себя этот нелёгкий вопрос, встал наш комбат и твёрдо заявил: «Я готов со своим батальоном форсировать первым!». «Хочешь стать героем?» – одобрительно, но с некоторым вызовом спросил командир полка. Пестерев ответил, что герой умирает один раз, а трус несколько, но в его батальоне нет трусов… Позднее командир батальона принял решение – первой начнёт форсировать реку моя рота. Каждый из нас понимал, какая огромная ответственность ложится на наши плечи. Ведь нам предстояло проложить путь батальону, полку, всей нашей дивизии. После получения задания мы с Пестеревым и Савельевым крепко обнялись и расцеловались».
Своё задание батальон выполнил. Потери были большие, но немцы не смогли остановить наступление наших войск. Отец был ранен и уже в госпитале узнал, что он и его друзья были представлены к званию Героя Советского Союза. Потом они освобождали Братиславу, Вену и в 60 километрах от Праги встретили День Победы.
После демобилизации папа вернулся в родной Иркутск, на свой родной хлебокомбинат, а потом многие годы строил хлебозаводы по всей области.
Часто ли я вспоминаю своего отца? Мне кажется, что он со мной всегда, что он не ушёл от нас в 1992 году. Я помню, как интересно было гулять с отцом по старому Иркутску. Он знал о нём больше любого историка. Ему была знакома жизнь каждого старинного иркутского дома или улицы.
Папа был очень красивым, смелым, сильным и благородным человеком. Всю свою жизнь работал, не любил отдыхать, обладал необыкновенным чувством юмора, писал стихи. Много читал, любил, чтобы дома были книги. Любил, чтобы вся семья в праздничные дни и в дни рождения, в Новый год и в День Победы собиралась вместе. И чтобы его любимая жена Анастасия Макаровна – а они с мамой прожили вместе более 50 лет – пекла большой пирог и принимала гостей. Всегда в эти дни в доме было по-доброму весело, шумно и сердечно.
Сейчас в Иркутске живут трое его детей – две дочери и сын, племянники и племянницы, четыре внучки, два правнука и правнучка. А в этом году родилась праправнучка Сонечка. Среди нас есть врачи, металлурги, военные, инженеры, студенты. Своей жизнью и сегодняшним благополучием мы обязаны главе нашего семейства – Семёну Ильичу Хейфецу. И в день 65-летия Победы мы все пойдём к Вечному огню. И снова, как и многие годы прежде, будут цветы, праздничные фейерверки, поздравления. И, как и прежде, – незабываемый на всю оставшуюся жизнь звон орденов моего отца, Героя Советского Союза.
Фото из семейного альбома