Глобальное потепление на Братской ГЭС
Как гидростанция может заработать на парниковом эффекте
Всего пятидесяти таких станций, как Братская ГЭС, хватило бы, чтобы покрыть потребность в электроэнергии целой России. За время своего существования она выработала энергии больше, чем ежегодно производит вся энергосистема страны. Её запускал Никита Хрущёв, посещал Фидель Кастро, от неё «заряжалась энергией» Алла Пугачёва. В следующем году Братская ГЭС станет первой станцией на континенте, выработавшей триллион киловатт-часов. Вскоре БГЭС, вероятно, подтвердит свой уникальный статус и первой оформит замену рабочих колёс как проект совместного осуществления в рамках ст. 6 Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Каким образом компания может заработать на сокращении выбросов парникового газа, выясняли ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА и ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВ.
[/dme:i]
Рекорд после Бразилии и Парагвая
Первым на въезде на Братскую ГЭС нас встречает рабочее колесо турбины. 103-тонный экспонат появился здесь несколько лет назад, вместе со стартом крупнейшего инвестиционного проекта. Это первое колесо, которое энергетики сменили на станции. Когда-то в Советском Союзе ему, как и другому оборудованию на ГЭС, не было равных по мощности и уникальности, утверждает директор станции Виктор Рудых. «Но, к сожалению, тогда у отечественных производителей ещё было недостаточно опыта, поэтому изготовленное в то время оборудование, и в частности рабочие колёса гидротурбин Братской ГЭС, не было совершенным», – рассказывает он. Вдобавок для ускорения окупаемости часть гидроагрегатов была введена в эксплуатацию на пониженном напоре, до окончания наполнения водохранилища. В результате оборудование подверглось большим кавитационным разрушениям и КПД турбин каждые шесть лет падал в среднем примерно на 1,8%. «Это очень большая цифра, – заверяет Виктор Рудых. – А чтобы восстановить машины, приходилось проводить сложный ручной ремонт. Представьте, работает сварщик в маске, в течение 7-часовой смены непрерывно выполняя наплавку, меняя электрод за электродом. Работа та ещё».
Решение о замене рабочих колёс было принято давно: в 80-е годы вышло постановление Совета Министров СССР. Однако в то время отечественная промышленность не сумела спроектировать рабочее колесо, превосходящее существующие по технико-экономическим характеристикам. Вопрос о замене вновь был поставлен в конце 90-х – начале 2000-х годов, договор на поставку заключён в 2004 году. Сейчас на Братской ГЭС работают уже три обновлённых гидроагрегата, рассказал Рудых. На стадии монтажа – ещё две машины. Одну из них планируется запустить в конце этого года, другую – в феврале следующего. На последний в этой очереди, шестой, агрегат колесо уже доставлено, установка намечена на лето 2010 года. Получается, из 18 гидроагрегатов шесть будут работать в следующем году уже с новыми колёсами.
Старое оборудование энергетики направляют на металлолом. На память оставили только одно колесо у въезда на станцию. На нём установлено табло с бегущей строкой, которое показывает выработку энергии ГЭС. В день нашего приезда показатель приблизился к 997 млрд. киловатт-часов. Перешагнуть триллионный показатель на Братской ГЭС собираются уже в январе будущего года. «БГЭС – вторая в мире станция, которая выработала такой объём энергии. Первой была станция Итайпу на реке Парана, находящаяся между Бразилией и Парагваем. Но в Евразии, тем более в России, мы первые, – говорит Виктор Рудых. – Понимаете, все энергостанции России в год производят ежегодно меньше энергии – примерно 950 млрд. киловатт-часов, – чем выработала БГЭС за время своего существования. Если бы в России было 50 таких станций, как Братская ГЭС, их бы хватало, чтобы покрыть потребность в электроэнергии всей страны. А у нас только гидро-
электростанций в стране более ста». Как будут отмечать «триллион», на станции ещё не знают, но губернатора на празднование уже ждут.
Сумма полезного действия
В машинном зале Братской ГЭС первым делом опять видим рабочее колесо турбины, но на сей раз новое. Его планируется установить и запустить в работу до конца года, рассказывает заместитель главного инженера станции Павел Илюшин и ведёт нас по полукилометровому машинному залу. Говорит, все колёса доставлялись с Ленинградского металлического завода (предприятие, кстати, изготавливало и оригинальное оборудование Братской ГЭС) на грузовых «Русланах»: «В Братске хороший аэропорт, реконструкция взлётно-посадочной полосы была выполнена в 90-е годы, так что аэропорт может принимать практически любые самолёты». Одна доставка обошлась компании в 71 млн. рублей, весь проект – более полумиллиарда рублей. Эффективность установленных колёс уже доказана: приёмочные испытания первого обновлённого агрегата были проведены компанией «Турбоинститут» (Словения) в соответствии с международным стандартом. Кавитационный износ после года работы, как оказалось, тоже ниже гарантированного, установленного в договоре поставки.
[/dme:i]
По данным на 1 октября 2009 года, дополнительная выработка на трёх реконструированных гидроагрегатах составила 587 млн. киловатт-часов с момента пуска первого обновлённого гидроагрегата. «Помимо прочего, на выработку влияет и то, что у нас наступил многоводный период. Самый плохой был 2008 год, 2007-й тоже был не очень, – показывает графики водности Виктор Рудых. – Сейчас имеем отметку примерно 400,3 метра. Это хорошо, ведь для нас вода – что уголь для ТЭЦ: чем больше топлива, тем больше энергии. По итогам 2009 года общий объём электроэнергии, выработанной БГЭС, составит 20,5 млрд. киловатт-часов». В следующем году дополнительная выработка за счёт обновлённых турбин планируется на уровне 741 млн. киловатт-часов. Ожидается, что срок окупаемости проекта составит около семи лет.
Более того, станция может заработать на проекте до 2013 года ещё более 14 млн. евро, рассказал заместитель генерального директора по стратегии и развитию Борис Розенраух. По его словам, проект по замене рабочих колёс был запущен как проект совместного осуществления в рамках ст. 6 Киотского протокола. Логика такова: установка на ГЭС более эффективных в гидродинамическом плане рабочих колёс позволит вырабатывать больше электроэнергии на том же количестве воды. При этом появится возможность разгрузить наиболее неэффективные угольные ТЭС с высоким удельным расходом топлива, что позволит снизить выбросы наиболее распространённого парникового газа – двуокиси углерода (СО2). Проще говоря, компании могут заплатить за объём углекислого газа, не попавшего в атмосферу.
«Иркутскэнерго» сейчас проходит внешние экспертизы, которые проводят крупные международные организации. Как рассказал Розенраух, в компании в рамках этого проекта дважды побывали и оставили положительные отзывы о посещении представители Всемирного банка (США), банка «Маквори» (Австралия), аудиторские компании «TUV SUD» (Германия) и «Bureau Veritas» (Франция). «Западные эксперты очень щепетильны. Кроме того, национальную процедуру согласования киотских договоров Путин утвердил только 30 октября этого года. Поэтому в России до сих пор ни по одному проекту не запущен механизм углеродного финансирования, – пояснил директор станции Виктор Рудых. – В случае успешного прохождения всех процедур и утверждения проекта Правительством РФ «Иркутскэнерго» и Братская ГЭС станут одними из первых, кто доказал эффективность проекта и сокращение выбросов парникового газа». Как полагает Розенраух, в случае успеха возможно тиражирование опыта на другие проекты компании по сокращению выбросов парниковых газов и привлечение дополнительных инвестиций в компанию. «Я уж не говорю о том, что такая практика фактически улучшит экологию региона», – добавил Рудых.
«После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС у нас постоянные проверки»
Параллельно со сменой рабочих колёс на Братской ГЭС проходят другие мероприятия по реконструкции оборудования, рассказывает Павел Илюшин и заводит нас на территорию, где находятся открытые распределительные устройства. «Почему кругом такой треск?» – интересуемся. «Это ОРУ 500 киловольт. Представьте, какое здесь напряжение. Вокруг проводов создаётся мощное магнитное поле на расстоянии метра, и треск стоит из-за того, что ионизируется воздух. Персонал здесь работает под специально заземлёнными проводами, где воздействие поля минимизировано, – ответил Илюшин. – Это элегазовые выключатели на 500 киловольт. Недавно сменили часть из них на выключатели французской фирмы «Альстом», каждый стоимостью 2,8 млн. рублей». В результате этой модернизации отключающая способность выключателей станции стала больше. Среди наиболее крупных проектов по модернизации на станции называют создание автоматизированной системы управления генератором (то есть все защиты переводятся на микропроцессорную базу), а также замену системы собственных нужд. Ежегодно на реконструкцию ГЭС уходит около восьми месяцев и более 200 млн. рублей. «Образцы оборудования советского времени требуют постоянной доработки. В результате оболочка станции остаётся прежней, а начинка постоянно обновляется. Всё уже переделано по два–три раза», – говорит Рудых.
«Сейчас вы видите, как ремонтники зачищают сварные швы крестовины грузонесущей крестовины ротора гидрогенератора. Это лишь одна из мер, которые предпринимаются на станции после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС», – возвращает нас в машинный зал Павел Илюшин. После заключения Ростехнадзора о причинах аварии на БГЭС начата проверка и замена шпилек крепления крышки турбины. Ведь установлено, что на «Саянке» сломались именно такие шпильки, в результате чего сорвало крышку турбины. Заместитель главного инженера указывает на ротор диаметром больше десяти метров, который весит 1000 тонн: «Представьте, такая махина, вращаясь, полетела по машинному залу». Впрочем, говорит он, на станции в Хакасии стоят гидроагрегаты другого, зонтичного типа, как на Усть-Илимской ГЭС: ротор опирается на крышку турбины, и верхняя крестовина «утоплена» внутрь. А на Братской ГЭС турбины подвесные. Помимо диагностики шпилек, на БГЭС производится диагностирование котлов МНУ гидроагрегатов. «Проверяем сварные соединения, диагностируем на наличие трещин. По результатам диагностирования определяется необходимость замены или ремонта котлов», – добавляет Илюшин.
Это лишь часть работ, которые выполняются на Братской ГЭС после аварии на станции в Хакасии. Уже разработана и направлена на рассмотрение и утверждение «Целевая программа повышения надёжности и безопасности работы оборудования, зданий и сооружений Братской ГЭС на 2009–2012 годы», предполагающая проведение модернизации оборудования и увеличение объёма ремонтных работ. Её реализация предполагает финансирование в размере 2,312 млрд. рублей. «Каждую неделю мы отчитываемся по выполнению мероприятий этой программы, ведь Братская ГЭС по установленной мощности теперь вторая после Красноярской, – отмечает Виктор Рудых. – С первого дня, как произошла авария на «Саянке», у нас проводятся проверки. Не счесть числа контролирующих органов, которые у нас уже были и продолжают работать. Только предписаний Ростехнадзора у нас восемь. Приходится работать в постоянном напряжении и под пристальным вниманием».
Впрочем, по мнению Рудых, такая работа даст положительный эффект и новый взгляд на работу системы безопасности. «Думаю, в ближайшее время будут приняты серьёзные изменения в работе гидростанций. Так, например, было после Чернобыля, когда на всех АЭС в обязательном порядке реконструировали реакторы и создали дополнительные степени защиты, утвердили на государственном уровне новые нормативно-технические документы. Полагаю, теперь будет примерно то же самое, ведь никто из нас не предполагал, что такая авария вообще возможна», – считает директор БГЭС. По его словам, на станции уже проведены противоаварийные инструктажи, связанные с затоплением станции и спасением людей. Все рабочие места, где могут находиться сотрудники, проверены. «У нас подобное затопление машинного зала в принципе невозможно из-за иной компоновки, – отметил Рудых. – В смену на станции, в зависимости от загруженности и проведения ремонтов, работают от 300 до 400 человек, но все они находятся выше уровня отметки нижнего бьефа».
Фидель Кастро и Алла Пугачёва
О повышении безопасности на Братской ГЭС позаботились ещё задолго до аварии в Хакасии. Станция уже более года работает в закрытом режиме: вход только по пропускам или с разрешения руководства. «Продолжаем водить экскурсии, но теперь более организованно, упорядоченно. Завтра, к примеру, у нас будет группа школьников, будущие энергетики. В роли экскурсоводов выступают все – от директора ГЭС до сменщиков. Это зависит от ранга посетителей», – рассказывает Павел Илюшин. Знаменитостей за время своей работы ГЭС видела множество, говорит наш проводник и показывает путь в зал селекторных совещаний, где хранится книга почётных гостей.
Так, например, в одной из книг отзывов есть запись кубинского лидера Фиделя Кастро, который в 1963 году посетил БГЭС. На одной из страниц расписались главный редактор французской газеты «Юманите» и секретарь французской компартии. «Даёшь киловатт, Братск!» – отзыв Аллы Пугачёвой узнаём по автопортрету и «сердечку», которые бонусом оставила певица. «Хотите узнать настоящую жизнь, приезжайте сюда, постойте рядом с людьми ГЭС, послушайте сердце ГЭС, наполнитесь здесь энергией, отдайте её людям», – написала в 1983 году примадонна. На той же странице расписался композитор Илья Резник, указав, что он «муж».
«У нас ведь кто ни приедет, считает своим долгом посетить ГЭС», – улыбается Илюшин, пока мы читаем отзывы участников Дней азербайджанского кино в Иркутске и Веры Оболенской, «правнучки декабриста». Попались даже некий шейх из Кувейта, министр ЖКХ РСФСР и Валентин Лебедев, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт. Почти все называют станцию «поразительным творением», а партийные деятели добавляют: «Браво советским товарищам за это уникальное сооружение!».
Листая нынешнюю книгу, мы обнаруживаем, как постепенно на смену отзывам от лидеров иностранных компартий приходят пожелания в основном от высокопоставленных чиновников и членов «Единой России». Замечаем патриотическое от члена Совета Федерации РФ Валентина Межевича: «С гордостью за создавших жемчужину российской энергетики Братскую ГЭС и с уважением к коллективу» и благодарно-лаконичное от заместителя губернатора Иркутской области Виктора Игнатенко: «Большое спасибо за интересную и увлекательную экскурсию руководству коллектива». Бывший губернатор Приангарья Борис Говорин вообще ограничился крупной росписью и фразой о том, что он «на ГЭС получил огромный заряд оптимизма». Крайняя запись в книге принадлежит начальнику департамента аппарата советников Президента РФ Александру Смирнову. Впрочем, как заверил Илюшин, станцию по сей день посещают и другие гости, в частности писатель Валентин Распутин. Или, например, недавно на совещание приезжали представители всех крупных плотин мира – из Словении, Австрии, Китая, Болгарии, Японии. Последние даже признались, что «климат Братска напоминает сегодня весну. Это, наверное, от того, что здесь есть Братская ГЭС и Братское море», продемонстрировал нам запись Павел Илюшин, извинился и поспешил на следующую экскурсию: на станцию в тот день прибыли московские специалисты.