Счастливый возраст
Иркутскому государственному институту усовершенствования врачей исполнилось 30 лет
Необходимость создания института на востоке страны приказ Минздрава от 21 марта 1979 года обосновал по-канцелярски сухо: «Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» организовать в городе Иркутске...».
Можно, конечно, и дальше в том же духе: представить читателю объявившийся далеко за Уралом вуз дисциплинированным солдатом, чётко следующим циркулярам высшего руководства на ниве дополнительного профессионального медицинского образования. Образ получится правдивым, но всё же приземлённым, значит, правдивым не до конца. Потому что он будет лишён всего того, что составляет реальную сущность Иркутского государственного института усовершенствования врачей (ГИУВа): его открытости новым научным веяниям и выходящей за обязательность параграфов щедрости в передаче современных знаний слушателям; а ещё, что не менее важно, его многомерности понимания своего предназначения. Ведь что бы там ни гласили безликие строки официального вердикта, но институт этот, призванный совершенствовать профессионализм практической медицины и поднимать её интеллект, появился на нашей сибирской земле не столько «во исполнение Постановления», сколько по требованию самой жизни.
Конечно, как сказал в эксклюзивном интервью «Восточно-Сибирской правде» ректор ГИУВа, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Владимир Викторович Шпрах, «три десятилетия – срок относительно небольшой, это даже не полвека, но для института, лично для меня прожитый этап многозначен, потому что он определяет наше будущее».
Что ж, такое восприятие «относительно небольшой» юбилейной даты понятно. Ведь 30 лет – счастливый возраст как для отдельной личности, так и для коллектива. Горизонт ещё безмерно широк; минувшее, не успев окоченеть под грузом пережитого, ещё питает живым теплом сегодняшний день. Но оценка того, что уже достигнуто, но взгляд на перспективу – они уже объективно взвешены, что свидетельствует о возмужании характера и трезвой оценке появившихся сил и возможностей.
Собственно, наше интервью и началось с мысленного размещения двух крайних точек на условной координате того времени, которое уже прожито Иркутским институтом усовершенствования врачей. Самый канун восьмидесятых годов прошлого века, когда, кроме приказа «во исполнение Постановления открыть», на всём огромном пространстве от Саянских гор до Дальнего Востока ничего подобного не существовало; и самый конец первой декады нынешнего столетия, когда Иркутский государственный институт усовершенствования врачей занимает прочное место среди учебных специальных заведений медицинского профиля, – ничего себе подъём в гору.
– Я уточню: наш вуз не просто занимает «прочное место» среди ему подобных, но находится сейчас в тройке лучших по России. Фраза, что он «призван совершенствовать профессионализм и поднимать интеллект практической медицины», звучит, конечно, красиво и льстит самолюбию. Но я предпочту пусть и не столь приподнятое, зато конкретное определение цели, ради которой Иркутский ГИУВ был создан, – дополнительное профессиональное и послевузовское образование врачей и провизоров. С первых шагов на этом поприще наш институт стремился соответствовать именно такой функции. Он действительно был тридцать лет тому назад единственным в так называемой «седьмой зоне», то есть на всём востоке страны, вплоть до Тихого океана. Его слушателями становились практикующие медики Владивостока, Хабаровска, а часто, случалось, и Средней Азии.
– Вот вы рассказываете о планке, с самого начала так высоко поднятой институтом, а в моей памяти встаёт тогдашнее его пристанище: убогий, тесный, старый двухэтажный домишко, затерявшийся среди такой же серости на одной из иркутских улиц. Как вообще можно было стартовать с такой «позиции»?
– Да, тот кров был непрезентабелен, это правда. Но там квартировал только ректорат. Главное же – Иркутск сразу предоставил первым кафедрам нового вуза, как, попутно замечу, и сейчас, свои клинические базы. И учебный процесс с первых же месяцев вошёл в нормальную колею.
– Кстати, Владимир Викторович, сколько сейчас институтских кафедр?
– Иркутский институт усовершенствования врачей начинался в 1979 году всего с шести кафедр. Сегодня же в его составе 35 кафедр, на которых обучение врачей ведётся практически по 64 специальностям, и ещё по 18 специальностям совершенствуются средние медицинские работники. Но как бы значимы ни были эти цифры, они представляют лишь статистический срез вуза. Вы же спросили о другом – о том, как институт стартовал. Так вот, старт не был бы возможен, не окажись преподаватели, стоявшие у истоков вуза, людьми неординарными и, безусловно, мужественными.
– Мужественными?
– Как же можно было без мужества, если им первым предстояло на новом месте начать новое, ранее почти никому не знакомое дело? Поверьте, в моём утверждении нет и тени преувеличения. Место для многих корифеев ГИУВа было действительно новым: они приехали в Иркутск из разных городов, где у них уже были и заслуженная известность, и сложившийся жизненный распорядок. Невролог Евгений Михайлович Бурцев – из Иванова; кардиолог и терапевт Александр Александрович Дзизинский – из Киева; хирург Александр Семёнович Коган – из Новосибирска; травматолог-ортопед Михаил Николаевич Никитин – из Новокузнецка, аллерголог Аркадий Иванович Остроумов – из Краснодара.
– Что ж, местных медицинских светил идея поспособствовать профессиональному росту рядовых практикующих врачей не вдохновила?
– Ну почему же? Именно тогда, когда сравнительно новое дело только затевалось, в состав вузовской профессуры вошли известные иркутские медицинские авторитеты: нейрохирург Леонид Ставрович Кораиди и педиатр Людмила Ермиловна Кузьмина. Тогда же лекции начал читать слушателям доцент Арнольд Рувимович Фукс – блестящий терапевт. Всё это были признанные авторитеты, которым сотни пациентов обязаны спасением. Но повторюсь: решившись на крутой поворот в своей карьере, переступив порог Иркутского государственного института усовершенствования врачей, они вступали на неизведанную тропу.
– Так уж и на неизведанную? Их же никто не отлучал от медицины – скорее наоборот! Не об отречении же от призвания заходила речь, когда открывали они двери аудиторий?
– И тем не менее. Я назвал вам имена людей, обладавших огромным лечебным опытом; все они были талантливые диагносты, успевшие сказать слово в своей медицинской специальности. Но… Никто из них, кроме Александра Александровича Дзизинского, не имел опыта в передаче знаний тем, кто прежде всего за знаниями стремился в ГИУВ. Приходило и утверждалось в профессорских званиях более молодое поколение – гинеколог Светлана Ивановна Кулинич, стоматолог Виктор Венедиктович Трофимов, их ровесники. Но профессионально методой преподавания не владел никто. Вот какое противоречие чем дальше, тем острее давало о себе знать.
– Но ведь сегодня Иркутский государственный институт усовершенствования врачей – головное учреждение последипломного медицинского образования в Сибирском федеральном округе! Кстати, он что, стоит «над всеми» ему подобными в Восточной Сибири и Забайкалье?
– Кроме Иркутского, такого же профиля вуз есть в Новокузнецке, не считая факультетов повышения квалификации врачей в восьми медицинских университетах и академиях, готовящих кадры для здравоохранения сибирских регионов. У нас общая задача – совершенствовать последипломное образование врачей и провизоров. Иркутский ГИУВ осуществляет методическое руководство, но уж никак механически не «командует» в этой сфере, тридцать лет назад востребованной жизнью.
– Головной статус ко многому обязывает. В немалой степени – к высокому педагогическому мастерству. Вы же только что сказали о противоречии, «чем дальше, тем острее» дававшем о себе знать: лекции слушателям читали специалисты, обладающие недюжинными знаниями и опытом, но, увы, учителями они были недостаточно опытными.
– Но я не рассказал вам о том, как нам удалось его преодолеть. В нашем тридцатилетии история эта занимает далеко не последнее место. Ректорат фактически обязал преподавателей овладеть основами педагогики и дидактики, отучившись на циклах в педагогическом университете. И распоряжение было выполнено; ну а шестеро наших коллег получили второе высшее – педагогическое – образование. В течение тридцати лет профессорско-преподавательский коллектив совершенствуется в своём главном предназначении: осваивает на практике новые формы передачи знаний. Разработана и внедряется модель продолженного, то есть непрерывного, пятилетнего обучения, что в первую очередь необходимо участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики – одним словом, первичному звену здравоохранения, на которое национальным проектом «Здоровье» возложена особая ответственность. Все институтские кафедры оснащены современными техническими средствами, давно вошедшими в повседневность нашего вуза. А вот тренажёрный класс по освоению приёмов неотложной медицинской помощи открылся в ГИУВе совсем недавно, четыре месяца назад. Через него должны будут проходить все слушатели, независимо от того, на какой кафедре им предстоит стажировка. Так диктует реальность беспокойного сегодняшнего дня: врач любой специальности должен быть готов к драматической нестандартной ситуации.
– Иными словами, дожив до тридцати лет, Иркутский институт усовершенствования врачей всегда был на связи с жизнью.
– Почему же «был»? Разменяв четвёртый десяток, он и остаётся таким – не «вещью в себе», а живым, развивающимся организмом. Этим зарядом энергии мы все обязаны талантливому учёному и опытнейшему врачу-неврологу, доктору медицинских наук, профессору Евгению Михайловичу Бурцеву. Став первым ректором института усовершенствования врачей, он принял на себя самое трудное, начав его создание с «нулевого цикла».
– Евгений Михайлович был вашим учителем в профессии?
– У меня было три учителя: в студенчестве – профессор Иркутского медицинского института Хаим-Бер Гершонович Ходос, на самостоятельном пути – профессор Евгений Михайлович Бурцев, не только наш первый ректор, но и одновременно руководитель кафедры неврологии лишь начинавшего свою историю Иркутского института усовершенствования врачей: именно на его кафедру в январе 1980 года я пришёл скромным ассистентом. Третьим наставником – в науке – стал заведующий кафедрой нервных болезней Российского государственного медицинского университета профессор Евгений Иванович Гусев, руководивший в Москве моей трёхгодичной докторантурой. Им, в первую очередь, я обязан своим профессиональным становлением.
– У вас нет ощущения, что ваша личная судьба в какой-то мере повторяет судьбу Бурцева? Вы – профессор, доктор наук. Наследовали в ГИУВе его кафедру неврологии. Теперь вот, не оставив руководство ею, стали ректором…
– Наверное, да! Я действительно два с половиной года тому назад был избран ректором Иркутского государственного института усовершенствования врачей. Я принял уже сложившийся, уже зарекомендовавший себя, уже имеющий не только своё прошлое, но и своё будущее коллектив. И за это будущее ответственность несу прежде всего я. Скажу, что сохранять в этой должности деловой и одновременно демократический стиль – задача нелёгкая. Но, опять же, передо мной не один, а два достойных примера. В апреле 1988 года из рук Евгения Михайловича Бурцева ГИУВ принял член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Александр Александрович Дзизинский. В их судьбах действительно много общего. Оба незаурядные учёные и врачи; пришли в институт самыми первыми; и кафедры их, сначала – терапии, потом – неврологии, были на момент создания института тоже первыми. Вот только в руководстве ГИУВом они поменялись местами: первым ректором стал Евгений Михайлович Бурцев, вторым – Александр Александрович Дзизинский. Их роднила искренняя преданность институту, не ведающая сомнений уверенность в его, института, необходимости здравоохранению на востоке страны. Я думаю: если те, кому выпадет честь возглавлять Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, унаследуют такие же, как у наших первых ректоров, моральные качества, у вуза будет достойная перспектива.
– Каким вступает вуз в свой четвёртый десяток?
– Сегодня в нашем коллективе 61 доктор и 118 кандидатов медицинских наук. Так называемая «остепенённость» – 89,5%. А это двадцатое место среди 228 учреждений дополнительного профессионального образования России. 23 наших ведущих профессора являются главными специалистами министерства здравоохранения Иркутской области. Наконец, самое важное: три миновавших десятилетия – это 135 тысяч практических врачей, проучившихся на наших институтских кафедрах.
Начиная разговор, вы сказали, что наш возраст счастливый. Спорить не буду: действительно, счастливый…
Беседовала Элла КЛИМОВА, «Восточно-Сибирская правда»