издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ключи счастья

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР, «Восточно-Сибирская правда»

– В юности у меня было увлечение – гонки на мотоциклах, – рассказывает Людмила Григорьевна Молодцова (Тарновская), учитель истории средней школы № 1 Иркутска. – Любовь к мотоциклам у меня от отца. Он работал в уголовном розыске, а в свободное время набирал команду энтузиастов и проводил гонки. Вместе с ним я ездила как единственная женщина-гонщица на соревнования в другие города. У меня был самый лучший по тем временам мотоцикл – «Красный Октябрь». Потом, когда появился двухцилиндровый «Иж-49», отец накопил денег и подарил мне его. Кстати, у него был знаменитый «Харлей-Дэвидсон», который он в 1936 году привёз из Москвы. Недавно я слушала передачу по радио, и ведущий подчеркнул, что у нас в городе это был единственный и уникальный мотоцикл, только вот сказал, что чей он – неизвестно. В начале войны мотоцикл ревизовали для нужд государства, как и ещё кое-какие вещи. Их потом практически все вернули, кроме «Харлея»...

На днях Людмила Григорьевна отметила свой 80-летний юбилей, на который собрались коллеги, дети, внуки и правнуки. У заслуженного учителя РФ, отличника народного образования множество медалей и грамот: от профсоюзов, от комсомола, от мэра Иркутска, а в трудовой книжке всего три записи, согласно которым её трудовой стаж – 60 лет! Из них 32 года отданы иркутской школе № 1, где она до сих пор преподаёт. И даже в день её рождения в расписании стояло четыре урока истории.

Людмила Григорьевна в школу попала не случайно. Её дедушка был преподавателем математики в гимназии, а бабушка – фельдшером. Их дети выбрали другие профессии, а вот внуки пошли по дедовским стопам, только разделились: часть – по медицинской линии, а вторая половина выбрала учительскую стезю.

– Моя сестра – преподаватель музыки, её дочь – географ, – подсчитывает Людмила Григорьевна. – У брата дочь тоже преподаватель музыки. Двоюродная сестра – учитель и её две дочери – учителя. К слову сказать, – добавляет Людмила Григорьевна, – ещё одна моя двоюродная сестра, Елена Ивановна Яковлева, была главным редактором «Восточно-Сибирской правды».

Говорят, что трудно жить в эпоху перемен, а как в такие времена преподавать историю? Галина Григорьевна шутит, что ей, как историку, пришлось четыре раза институт окончить. Она поступила в педагогический институт в 1949 году, а окончила его в 1953-м, когда умер Сталин.

– После того как Хрущёв выступил с докладом о культе личности, можно сказать, начался новый виток советской истории. Коммунистам в сокращённом варианте читали этот доклад на  закрытых собраниях, и я, как парторг первичной организации, его прослушала. В этот момент я второй раз окончила институт. Третий раз – когда началась перестройка. Не хочу осуждать действия Компартии, но тогда у Горбачёва, как у лидера, не было конкретного плана реформ. Мы все его слушали, боясь упустить слово, потому что он говорил то, что мы все хотели услышать, а что делать, он не знал. Мы до сих пор не можем перестроиться, но теперь уже потому, что народ власти не верит. Конечно, на уроках мы обсуждали происходящее в стране. А как иначе? «Первая задача истории — воздерживаться от лжи, – Людмила Григорьевна цитирует Цицерона. – Вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».  Конечно, историкам и учителям истории было сложно… С уходом Ельцина наступила очередная историческая эпоха…

Людмила Молодцова своим ученикам, когда страна переживала 90-е, говорила так: «Да, Россия сейчас стоит на коленях, но она ещё расправит плечи и высоко поднимет голову. И время это обязательно наступит». Она считает, что патриотизм как раз на уроках истории  надо воспитывать, и признаётся, что иногда на уроках «хулиганит». Её хулиганство заключается в том, что она уделяет больше времени на изучение истории Великой Отечественной войны.

– Что можно рассказать за пять часов? – возмущается Людмила Григорьена. – Московская битва, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга и Берлин. А разве война –  только это? Признаюсь, я всегда один урок посвящаю теме «Всё для фронта, всё для Победы. Иркутская область», «отщипывая» час от изучения Великой буржуазной революции. Когда мне проверяющие говорят, что я не имею права сокращать время, я поясняю, что десять часов на неё – очень много, было бы справедливее, если бы столько времени уделить изучению Великой Отечественной войны.

О том, как ковалась победа в тылу, Молодцова знает не из научных трудов: она училась во время войны и видела, как трудились иркутяне, в том числе и дети, отдавая все силы, чтобы помочь фронту.

– Помню, как с Гелей Козловской, которая прекрасно пела,  мы выступали в госпиталях перед ранеными бойцами. А осенью помогали колхозникам собирать урожай.

Людмила Григорьевна любит свою профессию и школу. Её бывшие ученики скучают по своему педагогу. Одна из учениц, Соня Подвеско, у которой Людмила Григорьевна вела историю в младших классах, говорит, что учительница привила им любовь к истории: «Она замечательный учитель, на её уроках было интересно, она увлекательно рассказывала свой предмет».

Заслуженный учитель уже не один десяток лет помогает молодым педагогам осваивать профессию. По её мнению, отношение учителя к работе должно быть предельно серьёзным, нужна кропотливая работа:

– Учитель должен видеть коллектив, который сидит перед ним: в нём один сильный, второй – слабый, третий – средний. Мы должны так провести урок, чтобы информация была доступна, чтобы все дети нас понимали. Задача учителя – научить ребятишек рассуждать, мыслить, отделять главное от второстепенного, находить причинно-следственные связи любых событий. У меня училась внучка в классе, и ученики мне пеняли, что я к ней несправедлива, что она выше четвёрки отметок не получает. Я и ребятам, и Ольге объясняла, что не надо урок зубрить. Пересказ без понимания – это не изучение предмета. Любые события нужно оценивать, каковы причины произошедшего, каковы последствия…

Людмила Григорьевна говорит, что сейчас информации стало больше, дети много сведений получают из Интернета, но знаний у них гораздо меньше.  И интересы гораздо прозаичнее.

– Я прихожу в класс до звонка и слышу, о чём дети разговаривают. А разговор у них один – про деньги. Как-то мальчишка мне говорит, что жалеет о том, что сейчас нет молочных бутылок. На них его брат зарабатывал себе на карманные расходы, а ему приходится хорошо учиться: за пятёрку ему дают пять рублей. Слушайте, ну разве это метод воспитания? Это развращение ребёнка! Я беседовала с мамой этого парнишки, она считает, что это вознаграждение за его труд. Я так скажу: ребёнок не должен расстраиваться, что сегодня вместо пяти рублей получил три, а   должен учиться анализировать качество своего труда: увидеть свои недоработки, понять, почему он получил тройку и что ему нужно пересмотреть в подготовке к занятиям. Деньги его к этим размышлениям не ведут.

Надо отметить, что Людмила Григорьевна пользуется большим авторитетом как у учеников, их родителей, так и у коллег. «Людмила Григорьевна – прекрасный педагог, талантливый и опытный. Она знает свой предмет, любит детей, любит жизнь. И любому может дать фору по уровню своего интеллекта и самообразованию», – говорит Ульяна Юрьевна Бузунова, учитель английского языка. Да и сама Людмила Григорьевна говорит, что жизнь – это счастье и она самый счастливый человек.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры