издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Загадка с отгадкой

О посадках правильных и неправильных

  • Автор: Владимир КРАВЦОВ, садовод-опытник

В основе моего определения «правильная посадка» два простых, но очень важных правила. Во-первых, при посадке нельзя заглублять корневую шейку деревца – место перехода верхних корней в ствол. Во-вторых, корневая шейка ни в пору посадки, ни через год, ни через 10 лет не должна заливаться водой. Об этих правилах знал давно, сам неукоснительно следовал им и соответствующе наставлял начинающих садоводов. Однако за годы занятия садоводством неоднократно имел возможность убедиться и сейчас твёрдо убеждён в том, что многочисленные неудачи при выращивании плодовых деревьев обусловлены несоблюдением именно этих правил. Судите сами.

Как-то приходит ко мне соседка с претензией: «Вот вы говорили, что Серебряное копытце заплодоносит через 2-3 года, но моему дереву уже 5 лет, а оно ещё ни разу не цвело». Задаю вопрос: «А вы его не заглубили при посадке?». Отвечает: «Нет, что вы». Иду смотреть. Выясняется: корневая шейка дерева перекрыта слоем почвы почти на 25 см и «работает» на создание новой (придаточной) корневой системы. Забота о потомстве в виде семечек, заключённых в плоды, отодвинута на потом.

К такой мысли я пришёл, наблюдая около 20 лет назад за рябиной, растущей на моём участке. Её куст в то время был уже довольно высоким, пока не плодоносил, но, похоже, был на подходе к этому. Как раз в это время я приобрёл машину торфа и, поскольку другого места не было, высыпал торф под рябину, перекрыв её стволы на 60–80 см. Проходит год – рябина не цветёт, два – не цветёт, три – не цветёт, но усиленно растёт. А у соседей – огромные «костры рябины красной», просто загляденье. Ситуация прояснилась, когда стал забирать из-под рябины торф. Оказалось, её стволы на высоту 50–60 см густо покрыты корешками – она перешла на придаточные корни, что вызвало (или, лучше сказать, возобновило) усиленный вегетативный рост и соответственно отодвинуло период плодоношения. Тогда-то мне и стало понятно, почему не стоит закапывать корневую шейку.

Косточковые культуры реагируют на сходные ситуации значительно острее. Как-то позвала другая соседка, сетуя на то, что почему-то погиб абрикос, с которого в предыдущие годы она собирала плоды вёдрами. А произошло следующее. Осенью, стремясь утеплить абрикосик, уберечь от зимних морозов, соседка дала задание мужу окучить ствол дерева землёй и как следует пролить водой – сделать так называемый влагозарядковый полив. Указанные действия и вызвали подопревание коры дерева над корневой шейкой, а в итоге – гибель всего дерева.

Попутно отмечу, что нередко такой же исход уготован уссурийским сливам, корневые шейки которых оказались укрыты слоем раннеосеннего мокрого снега.

Я не знаю, какова биологическая сущность «подопревания», в популярных журналах об этом читать не доводилось. Думаю, что оно каким-то образом связано с интенсивным развитием паразитических грибков в клетках коры и камбия в неблагоприятных условиях, то есть с возникновением дискомфорта в зоне корневой шейки.

Несколько раз мне доводилось наблюдать, в каких условиях гибли молодые яблоньки. Первое, что бросалось в глаза, – они были посажены так, что корневая шейка почти постоянно заливалась водой: во время снеготаяния, дождя, поливов. Наверное, посадка в углубление представлялась садоводу важной рационализаторской находкой: ну как же, жухнул под дерево ведро воды и доволен, ни одна капля живительной влаги не пропадёт.

Если «рационализация» применена в процессе осенней посадки приобретённого саженца, он, как правило, гибнет уже весной. Во всех случаях причина одна. Уже при поливе высаженного в лунку саженца произошло заиливание корневой шейки. Осенние дождички заиливание только усилили. Сверху почвы образовалась плотная корка, заблокировавшая воздухообмен в корнеобитаемом пространстве. Это значит, что из-за переувлажнения почвы и резкого уменьшения испарения корни будут сильно страдать от недостатка кислорода и начнут загнивать. Весной заиливание усилится. Кроме того, скапливающаяся в лунке снеговая вода, замерзая по ночам, будет раз за разом сдавливать стволик, травмировать кору врезающимися льдинками. Эффект неблагоприятного воздействия усилят горячие солнечные лучи. В итоге обожжённая кора, испытывая постоянное переувлажнение и отсутствие подпитки почвенными живительными растворами, попадёт под яростную атаку различных паразитов, быстро погибнет сама, а с ней и всё деревце.

[/dme:i]

При весенних посадках в лунки пагубное воздействие вышеуказанных неблагоприятных факторов обычно растягивается на несколько лет, но оно будет непременно. Из-за них деревце плохо развивается: медленно растёт в высоту, его ствол почти не утолщается, листочки в большинстве своём мелкие, тускло-окрашенные (какие-то сероватые). Мне довелось наблюдать такую заморённую яблоньку сорта Анис Свердловский. Её немного спасало то, что посадочная лунка находилась на довольно крутом склоне, благодаря чему вода в ней долго не застаивалась – разве что ранней весной, когда почва ещё не прогрелась. На четвёртый год на ней появились первые плоды.  Но было видно, что она не жилец: в нижней части ствола уже отчётливо проявлялись признаки подопревания коры.

Приведённые данные и соображения достаточно просты и доходчивы, чтобы не стремиться поступать вопреки вышеуказанным правилам. Ну а если случилось? Что делать? Придётся раскопать прикопанную корневую шейку. Если при этом возникла лунка, в которой вода, хочешь не хочешь, всё равно будет бежать к стволу, надо браться за лопаты, окапывать пошире и с помощью досок или каких-то других ваг приподнимать ком земли с сидящим в нём деревцем и подсыпать под него необходимое количество земли. Если деревце сидит в лунке, надо сразу же браться за лопату.

Я обычно придерживаюсь следующей схемы посадки. В зависимости от того, когда готовилась яма – заблаговременно или накануне, недели за две, – прикидываю, насколько может осесть земля, и действую так, чтобы саженец не оказался в лунке. Лучше пусть по прошествии времени корневая шейка окажется высоко и обнажится. Подсыпать землицы проблемы не составит.

Чтобы вода при поливе попадала главным образом к корням по предполагаемому их периметру, делаю валик. Он служит в летнюю пору. На зиму в нём с нижней стороны делаю проход для осенних и талых вод. Пусть сливаются. Здесь они в это время не нужны. Попутно отмечу: следуя вышеуказанным соображениям, я давно перестал делать осенние влагозарядковые поливы. В Сибири они, скорее всего, принесут вред, а не пользу. Они, вероятно, нужны в Среднерусской зоне, где земля долго не промерзает и развитие корневой системы деревьев продолжается до середины зимы.

Целесообразно обратить внимание садоводов на то, что к аналогичным выводам о неблагоприятном влиянии влагозарядковых поливов на абрикосы и другие косточковые также пришёл известный фермер-садовод из Хакасии В. Пискунов.

Теперь, как говорится, самое время сосредоточиться на возможных решениях очень важных для нас проблем: как садить и формировать плодовые деревья, чтобы уберечь их от сибирских морозов; как полнее использовать солнечную энергию в их вегетационный период; как вписаться в весьма ограниченную квадратуру шестисоточных участков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры