Тимур Сагдеев: «Совет молодых лидеров приглашает к сотрудничеству»
Вопрос инновационного переустройства экономики страны стал ключевым как для государственных, так и для коммерческих структур и общественных организаций. В Государственной Думе РФ прошли специальные парламентские слушания, на которых рассматривались проблемы реализации молодёжных инновационных проектов. Об итогах мы попросили рассказать участника слушаний Тимура Сагдеева, депутата Законодательного Собрания, председателя совета молодых лидеров Иркутской области.
– Тимур Ринатович, какие тенденции сложились в инновационном секторе российской экономики?
– Пока, к сожалению, негативные. С одной стороны, финансирование программ стимулирования инновационной деятельности постоянно увеличивается, с другой – доля предприятий, занимающихся выпуском инновационной продукции, сократилась в прошлом году почти на треть. Более-менее активный инновационный подход заметен в производстве экспортной продукции машиностроительной и нефтехимической отраслей. На внутреннем рынке доля инновационной продукции не превышает 4,4%.
– Что мешает инновационному развитию?
– Это целый комплекс проблем. Например, в июле вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые существенно повышают налоговую нагрузку на бизнес за счёт увеличения единого социального налога. В первую очередь это негативно скажется на малых инновационных предприятиях, где доля фонда оплаты труда в общем бюджете доходит до 80%, и в меньшей степени повлияет на предприятия сырьевого сектора, где доля зарплаты не превышает 3%.
Другой пример: в августе нынешнего года вступил в силу федеральный закон, дающий право бюджетным научным организациям и высшим учебным заведениям создавать коммерческие организации. При этом исключительное право на интеллектуальную собственность закрепляется за вузом. Но для того, чтобы данный закон начал реально функционировать, требуется принятие целого ряда изменений в подзаконные акты, которые позволят вузам распоряжаться прибылью от деятельности инновационных предприятий, вносить в уставный капитал не только права на интеллектуальную собственность, но и материальные активы.
Кроме того, не урегулированы вопросы распоряжения результатами научно-технической деятельности и их правовой охраны. Не отработана система бухгалтерского учёта и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, инновационную сферу страны на сегодняшний день можно охарактеризовать как систему, набирающую ресурсный потенциал. Чтобы он был реализован, надо перевернуть целый пласт фундаментальных проблем, в том числе решить проблему эффективности использования инновационной инфраструктуры.
– Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять в первую очередь?
– Президент Дмитрий Медведев определил пять стратегических направлений модернизации экономики. Специальная комиссия утвердила конкретные проекты и сформировала детальные планы-графики их реализации.
Но это федеральный уровень. На региональном считаю необходимым, во-первых, определить правовой статус малого инновационного предприятия. Данные субъекты инновационной деятельности в первую очередь нуждаются в оказании мер налоговой поддержки, включая установку налоговых каникул, а также мер, стимулирующих осуществление закупок выпускаемой инновационной продукции крупными промышленными предприятиями и государственными муниципальными заказчиками.
Во-вторых, необходимо создать нормативную правовую базу для расширения практики паритетного финансирования региональных научных и инновационных проектов.
В-третьих, бюджетным организациям науки и образовательным учреждениям дать право предоставлять создаваемым ими хозяйствующим субъектам (бизнес-инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры) помещения и имущество в аренду на льготных условиях.
– В какие сроки надо уложиться?
– В кратчайшие. Президент поручил правительству в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. В результате процесс согласования должен длиться не год-полтора, а сократиться в три-четыре раза. То есть мы должны быть готовы к тому, что в следующем году предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, получат режим максимального содействия со стороны государства.
– Как вы будете помогать молодым предпринимателям?
– Мы предлагаем органам местного самоуправления разработать планы развития молодёжного инновационного предпринимательства. Обеспечить информацией об условиях, правилах работы. Рассмотреть возможность выделения помещений под создание молодёжных бизнес-инкубаторов.
Хочу подчеркнуть, что здесь очень многое зависит от инициативы самих предпринимателей. Если есть предложения, выходите на наш совет молодых лидеров, на депутатов Законодательного Собрания. Уверен, что вместе мы сможем решить вопрос более эффективно. На Байкальском экономическом форуме, который пройдёт в 2010 году, молодёжным инновациям будет уделено особое внимание. Поэтому у нас есть дополнительные возможности реализовать наиболее интересные проекты.
В ближайшее время мы готовимся в рамках совета молодых лидеров провести конференции, «круглые столы», на которых поставим вопросы развития медицинских технологий и фармацевтики в Иркутской области, улучшения качества жизни на селе. Рассмотрим проблемы повышения энергоэффективности в населённых пунктах и на предприятиях, а также процесс реализации перехода на цифровое телевидение, мобильную связь четвёртого поколения и обеспечение широкополосного доступа в Интернет.
Беседовал Сергей ПРЕДЕИН, для «Восточно-Сибирской правды»