издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Недружелюбная» дорога

Иркутск далёк от современных требований к дорожному движению

«Средство повышенной опасности» – так именуется автомобиль в Правилах дорожного движения. Как уменьшить эту опасность? Об этом беседа корреспондента Бориса Абкина с начальником отдела пропаганды областной ГИБДД Алексеем Тарбеевым.

– Вы согласны, что автомобиль превращается из предмета  роскоши в некоего монстра, уносящего сотни тысяч жизней? В нашей стране на дорогах за год гибнет около 30 тысяч человек, при этом раза в 3–4 больше искалеченных. Не велика ли плата за удобство в передвижении?

– Человечество, развивая автомобильную промышленность, меньше всего думает о последствиях. Таких последствиях, я имею в виду. Сегодня невозможно себе представить, чтобы люди отказались от этого средства передвижения. И проблема безопасности дорожного движения связана напрямую с ростом числа автомобилей.

– В Иркутске уже сегодня насчитывается не менее 200 тысяч личных автомобилей. Ряд улиц просто невозможно перейти, и «лежачие полицейские», знаки переходов, светофоры положение мало спасают. А ведь мы ещё не достигли уровня автомобилизации многих развитых стран.

– Я думаю, что в ближайшем будущем нас ждёт не менее чем трёхкратное увеличение автомобилей – это легко проследить по статистике роста. Дороги же до последних лет тот же Иркутск никак не «приращивал», подземных переходов не строил. Дорожная сеть оставалась той же, что и в 70-е годы прошлого века, при многократном увеличении числа транспортных средств.

Но сегодня власти вполне осознают опасность транспортного коллапса. Мы видим, что дороги начали строить и ремонтировать, причём темпами, не соизмеримыми с прежними. Там, где возможно, улицы расширяются. Но всё это стоит немалых средств. Думаю, проблемы, о которых мы говорим, не сразу, но будут решаться: ведь другого выхода просто нет.

– Это как-то сказывается на уровне травматизма?

– В этом году в области зарегистрировано на 2,5 процента меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в прошлом. И погибших меньше на 18 процентов. Больше всего ДТП совершается в областном центре. А из районов  самый «аварийный» – Иркутский. На его дорогах погибло более 30 человек и больше трёхсот получили травмы. Летом всегда растёт число автоаварий в Ольхонском районе: сюда устремляются тысячи туристов, поток транспорта увеличивается многократно. Когда говорят об аварийности, во всём винят обычно работников ДПС. Но первой причиной следует назвать состояние дорог. Большой проблемой остаётся медицинская помощь. Она должна быть оказана пострадавшему в течение часа – тогда есть возможность спасти человека даже в серьёзной аварии. Но если «Скорая помощь» Иркутского района находится в посёлке Дзержинск, а авария произошла в Горохово, шансы на спасение тают.

– Как часто жертвами ДТП становятся дети? И по чьей вине?

– Ещё 5 лет назад виновниками дорожного детского травматизма более чем в 50% случаев были сами ребята. Сейчас эта цифра снизилась почти вдвое. Но, увы, вместе с тем увеличился процент детей, пострадавших по вине водителей. Недавно в Ангарске водитель сбил насмерть девочку с матерью, которые переходили улицу, соблюдая все правила дорожного движения. Возбуждено уголовное дело.

– Раньше в школах были юные инспектора дорожного движения, сейчас о них не слышно.

– Нет, это движение не забыто. Это очень хорошие наши друзья, помощники – их в области около 5 тысяч. Наша юная команда «Безопасное колесо» заняла, кстати, призовое место во всероссийском конкурсе. Особое внимание  сотрудники ГИБДД уделяют профилактике детского травматизма. Нет такой школы, где не побывал бы наш специалист.

– На острове Юность несколько лет назад довольно активно работали с ребятами ваши специалисты. До сих пор сохранилась разметка на асфальте.

– Там был целый автогородок. Он мог бы стать настоящей школой юных инспекторов – с применением вполне современных методов обучения. Мы обращались в муниципалитет с просьбой восстановить его. Увы, ответ один: нет средств. А ведь такой автогородок – не только игра. Я был в Новосибирске и видел, с каким интересом занимаются ребята в городке, оборудованном приборами, электромобилями. Невозможно вывести, допустим, целый класс на перекрёсток и показывать, как нужно поступать в той или иной ситуации. Да, такой автогородок, как в Новосибирске, стоит немалых денег. Ну а сколько стоит жизнь ребёнка? Правда, в Иркутске есть автоплощадки. Мы закупили для них оборудование, обучаем детей, насколько это возможно в таких условиях.

– Продолжая тему, давайте коснёмся ещё одной проблемы: дети в автомобиле.

– Лишь 20% автовладельцев  используют детские удерживающие средства при перевозке ребятишек. Надеются на авось. Но только за последнее время в автоавариях погибли три ребёнка, и было доказано: если бы они были в удерживающих устройствах, то остались бы живы. Ведь непристёгнутый малыш в случае аварии скорее, нежели взрослый, получает травму, несовместимую с жизнью. Пусть об этом подумают мамы, держащие ребёнка на руках, – мамины руки не спасут.

– Многие горожане интересуются: что делать с машинами во дворах? Автомобили заполонили тротуары, стоят под окнами.

– Наказывать за эти безобразия можно, конечно. И нужно. Но куда деваться водителям, если действительно машину ставить некуда: нет стоянки. Тут инициативу могут проявить управляющие компании, ведь в договорах с домовладельцами можно предусмотреть пункт об организации стоянки, найти для этого место. Во многих случаях решить проблему можно, учитывая интересы и жильцов, и автовладельцев. Если же автолюбитель игнорирует элементарные правила, ломает кусты, портит газоны, а призывы к его совести остаются гласом вопиющего в пустыне, нужно просто найти дорогу в  районную Госавтоинспекцию.

Все мы видели эффект от работы эвакуаторов – это сокращение транспортных заторов, особенно в центральных частях города. Теперь на той же улице Карла Маркса, например, эвакуатор не увидишь. Закупать и оплачивать содержание этой техники должна администрация городов, но мэрии ссылаются на отсутствие денег. Я думаю, это всё-таки явление временное.

– Алексей Анатольевич, какая современная техника сегодня приходит на помощь дорожно-патрульной службе?

– Недавно наши представители побывали в Сургуте и видели там технику, о которой нам пока приходится мечтать. Прибор фиксирует нарушение, ведёт всю работу по отслеживанию, проверяет базы данных, выявляет владельца автотранспортного средства, заполняет постановление, выписывает штраф, даже запечатывает конверт. Сотруднику остаётся только послать документ по нужному адресу. Конечно, система стоит немало, но  окупается уже через полгода. Мы получили на область довольно современные компьютерные комплексы, они неплохо себя показали, но до полного автоматического режима им далеко.

– Многих волнует вопрос о культуре наших автомобилистов. Их упрекают в грубости, взаимном неуважении.

– Ну отчего нашим водителям улыбаться друг другу? Дороги плохие, повсеместно возникают пробки. В каких условиях водитель ездит, так он и относится ко всем окружающим: и к партнёрам-автомобилистам, и к пешеходам. Тут уж не до улыбок, согласитесь. У нас сама дорога недружелюбна. Старинный Иркутск пока далёк от современных требований к дорожному движению. В  молодых городах области, том же Братске, проблем на дорогах много меньше. Хотя, конечно,  пешеход не виноват, что водитель едет в плохих условиях. Взаимной вежливости, уступок, уважения – этого действительно не хватает, и, кстати, этот фактор в немалой степени влияет и на статистику ДТП.

– И о чём говорит статистика? Раньше, помню, все несчастья сваливали на пьянство за рулём…

– И были правы. Управление транспортным средством в состоянии опьянения – одна из главных причин несчастных случаев на дороге. К основным причинам автоаварий можно добавить также превышение скорости и выезд на полосу встречного движения. Правила дорожного движения – закон для каждого его участника. Но к закону у нас многие относятся без должного уважения, к сожалению.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры