издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Я вам ещё надоедать буду»

Валерий Гергиев решил заняться продвижением идеи строительства концертного зала в Иркутске

В субботу, 21 ноября, Иркутск посетил знаменитый дирижёр, художественный руководитель петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев с оркестром. Маэстро появился в городе почти на год раньше обещанного – организаторы фестиваля «Звёзды на Байкале» официально анонсировали его выступление на фестивале-2010. Ускорить приезд и в то же время поставить под вопрос концерт в следующем году смогла личная просьба губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, который приятельствует с Гергиевым. В ответ дирижёр обратился к региональным властям через прессу с настойчивым предложением не упускать возможности строительства в Иркутске концертного зала.

Валерий Гергиев за день в Иркутске успел дать два концерта, встретиться с журналистами и побывать на Байкале. Он признался, что озеро стало его «первым и очень сильным впечатлением от встречи с иркутской землёй».

– Меня переполняют эмоции, потому что я минут через 30–40 после прилёта с моим младшим другом Денисом Мацуевым оказался перед одним из чудес мира – Байкалом и провёл там два или три часа. Озеро живое, и воздух там живой. Конечно, на меня это произвело огромное впечатление. Этому можно поклоняться.

Петербуржцы в Иркутске

Концерты оркестра Мариинского театра в Иркутске начались на полчаса позже – вполне по-гергиевски. Знающие маэстро люди скажут, что это далеко не предел: случалось, выступления под руководством знаменитого дирижёра задерживались потому, что в момент репетиции он ещё дирижировал в другой стране.

Дважды оркестр из 110 музыкантов отыграл программу из трёх произведений: «Игра в карты» Игоря Стравинского, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Дмитрия Шостаковича (в нём на фортепиано солировал Денис Мацуев, а на трубе – Тимур Мартынов) и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Оба раза зал Иркутского музыкального театра был заполнен слушателями.

– Билеты на первый, благотворительный,  концерт были бесплатно распространены среди молодых музыкантов, студентов музыкальных колледжей и их педагогов, – рассказала руководитель пресс-службы министерства культуры и архивов Иркутской области Любовь Васильева.  – В зале были как иркутяне, так и люди из муниципалитетов. Я видела даже приезжих из Киренска, а это очень редкий случай.

Билеты на второй концерт появились в свободной продаже, но очень скоро закончились: были раскуплены за три часа.

Диалоги с дирижёром

Между двумя выступлениями Валерий Гергиев встретился с прессой.

– Я давно стремился оказаться в Иркутске с коллективом, потому что мы сильно подружились с Денисом, часто играем и записываемся вместе, у нас большие планы, и дай бог здоровья, чтобы мы их осуществили. После Байкала вы можете гордиться Денисом, я знаю, он не зазнается. Нам уже, я надеюсь, это не грозит, – заявил он журналистам. – И я благодарен Дмитрию Мезенцеву за то, что, став губернатором, он тут же пригласил нас в Иркутск. У оркестра ещё три-четыре года назад была спланирована поездка в Японию, и мы организовали её так, чтобы на день заглянуть сюда.

Лейтмотивом речи дирижёра стала идея строительства в Иркутске концертного зала.

– Мне очень приятно выступить в иркутском театре, я понимаю, что это только что отреставрированный комплекс. В течение концерта мы делали максимальные усилия, чтобы каждая секция оркестра попадала в лучшую для неё звуковую зону, и к концу выступления, уже в Штраусе, нам это удалось. Мы выдвинули одни инструменты вперёд, другие отодвинули назад, чтобы они имели пространство для игры.  Правда, они играли в кулисы и звук немножко пропадал, – рассказал Валерий Гергиев и решительно перешёл к выводу: – Я уверен, нужна совсем небольшая акция, чтобы в Иркутске был построен акустический домик. Мы обязательно переговорим с губернатором об этом. Он не будет дорогим, зато это даст возможность оркестрам звучать с лёгкостью. По всему миру таких домиков не меньше тысячи.

[/dme:i]

Однако на идее акустического домика Валерий Гергиев не остановился и закончил тем, что осторожно пожелал удачи, чтобы «в Иркутске построили такой концертный зал, чтобы даже японцы завидовали».

– Больше всего достижений в создании новых концертных залов у Японии. За двадцатое столетие их там построено не меньше сотни. А в России – два или три. Есть над чем подумать. Приближающийся юбилей вашего города тем и хорош, что благодаря ему можно поднять целые проекты. Призадумайтесь, проект строительства нашего концертного зала может вас вдохновить (концертный зал Мариинского театра был построен за 9 месяцев, и сейчас это единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, который изначально был предназначен для проведения концертных программ. – «Конкурент»).

– Это колоссальный пример для подражания, – согласился Денис Мацуев. – Я надеюсь, вы нам что-нибудь посоветуете и ваши советы будут восприняты.

– Я ещё надоедать буду, – засмеялся Гергиев. – Зал – это великая вещь, потому что когда молодёжь слышит в хорошем зале звучание даже просто рояля или скрипки – открываются огромные возможности для развития. Приведу пример Валенсии: город менее чем с миллионным населением, он никогда не имел крупных музыкальных традиций, но три года назад там построили концертный зал и театр, и теперь Валенсия создаёт новый оркестр, приглашает Лорена Мазеля генеральным мюзик-директорм и Зубина Мету дирижёром, чтобы поставить «Кольцо нибелунгов» Вагнера. (Кстати, Валерий Гергиев был первым, кто после многолетнего перерыва поставил в 2003 году в России эту тетралогию. – «Конкурент».) За несколько лет Валенсия стала культурной столицей Испании и одной из европейских музыкальных столиц.

Мы долго можем говорить о том, что Пушкин наш, что Фёдор Михайлович и Лев Николаевич наши. Иркутяне ещё могут говорить о Распутине – он и сам скажет, дай бог ему здоровья. Но этого недостаточно. Культура не может держаться только на любви отдельных людей к своему краю. Уверяю вас, в мировом пространстве у Иркутска больше шансов, чем у Валенсии.

– Существует мнение, что у провинциальных оркестров звучание изначально хуже потому, что у музыкантов нет возможности услышать игру других исполнителей. На ваш взгляд, можно ли говорить о провинциальности в музыке?

– Мне кажется, нет понятия «провинциальный стиль», есть одарённые люди в регионах и есть люди невероятно серые в столицах. Ну и наоборот. Например, я увидел среди присутствующих своего сокурсника по Ленинградской консерватории композитора Владимира Соколова. Мы учились вместе, даже, оказывается, играли в теннис, о чём я совершенно забыл.

– Он говорил, что обыграл вас, – заметил Денис Мацуев.

– Ничья была, – великодушно ответил  Соколов.

– Почти все великие русские композиторы не рождались в Москве или Санкт-Петербурге. Пианисты или скрипачи, кстати, тоже, – продолжил было отвечать Валерий Гергиев, но тут «младший друг Мацуев» добавил:

– Зато дирижёры в Москве рождались.

– Я родился в Москве, – согласился Гергиев, – но я ещё в группу великих не вхожу, поэтому и тут это правило подтверждается. А вообще я в первый раз прикоснулся к инструментам, уже живя во Владикавказе, в 8 лет. Отдать меня в Центральную музыкальную школу родителей заставил наш сосед. Взяли с большим трудом, со второго раза – сначала даже толком не послушали, потому что там огромный был конкурс – не детей, а родителей: кто богаче. Сказали, у меня нет данных. Сосед тогда страшно возмущался, две недели приходил к моему папе и говорил, что «это безобразие, я пойду разбираться». В итоге он вынудил моего отца пойти в школу ещё раз. Меня заметил композитор Леон Давыдов и со мною пошёл к директрисе. Меня взяли в подготовительный класс, но туда я перестал ходить после трёх уроков: было очень скучно. Там были дети богатых родителей, у которых никаких шансов не было даже на то, чтобы повторить мелодию. Ученику бьют ноту соль, а он поёт ре диез. Я об этом редко рассказываю, но раз зашёл такой разговор, то я себя считаю счастливым провинциальным музыкантом. А то, что я попал в столичный театр и прошёл путь от стажёра до худрука и генерального директора, – ну, так бывает.

– Принято считать, что для того, чтобы стать хорошим дирижёром, нужно иметь музыкантский опыт. Ваша судьба опровергает эту точку зрения. Что вам помогло стать профессионалом, кроме таланта?

– Конечно, я очень-очень многим обязан своим родителям. Особенно маме – отца мы рано потеряли. И, конечно, я благодарен своим первым педагогам из Владикавказа – к слову о провинции. У меня, по-моему, были великие педагоги, они не внушили отвращения к музыке и привили мне лидерские качества. Коллектив Мариинского театра более двух тысяч человек, и если вы не умеете работать с людьми и не можете повести их за собой, то лучше не браться за это дело.

– На последнем фестивале «Звёзды на Байкале» было заявлено, что на следующий фестиваль приедет маэстро Гергиев с оркестром. Сейчас эти планы отменились?

– Мы получили приглашение от губернатора приехать на юбилей города. Поэтому в 2011-м уж всяко приедем, а может, если будет малейшая возможность, посетим вас и в 2010-м.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры