Усольские звёздочки в Париже
В просторном фойе усольского Дворца культуры «Химик» почти каждый вечер настоящее столпотворение. Уже полтора десятка лет здесь, в «Химике», работает педагог-хореограф Елена Сабитова и сотни усольчан ведут к ней своих девчонок и мальчишек.
Сюда, в Усолье-Сибирское, на родину своей матери, Елена вместе с семьёй переехала из Бухары в начале 90-х. Миллионы граждан рухнувшей советской империи тогда паковали чемоданы или уже обустраивались на новых, непривычных поначалу местах. К Елене Сабитовой новая сибирская реальность оказалась в общем-то благосклонна: молодой хореограф и балетмейстер, выпускница Ташкентского хореографического училища (которое когда-то окончила знаменитая Малика Сабирова) нашла работу в сибирском райцентре сразу и, главное, по специальности.
– Сначала я занималась с детьми народными танцами, даже специальную программу «Восток» поставила. Но уже тогда было ясно: надо менять направление, делать что-то более современное, оригинальное. Когда объединила эстрадное и народное направления, поняла: дело пошло на лад, – рассказывает Сабитова о начале своей профессиональной деятельности в Сибири. – Мои постановки – современная стилизация народных танцев. Это интересно, так сегодня работают многие современные хореографы, в том числе и зарубежные.
Среди собственных творческих ориентиров Елена называет прежде всего школу Аллы Духовой и её балет «Тодес».
– Нравится серьёзная балетмейстерская работа, в которой немалую роль играет акробатика. Очень люблю художественную гимнастику, её элементы часто использую в своих постановках. А когда мы были с детьми на московском фестивале, довелось увидеть джаз-балет из Нижневартовска. Впечатление незабываемое! Думаю, это покруче знаменитого «Тодеса».
Упомянутая поездка в Москву стала знаковой для самой Елены. Тогда, в 2006 году, на международном фестивале усольская «Экспрессия» (так балетмейстер назвала свой коллектив) завоевала диплом второй степени при том, что конкурсантов было более восьмидесяти. А диплом «За балетмейстерское искусство», который был вручён ей там же, в Москве, ещё раз подтвердил: усольчанка Елена Сабитова входит в современную хореографическую элиту страны. Впрочем, столичному признанию предшествовало региональное. Диплом лауреата первой степени «Экспрессия» Сабитовой впервые получила на областном конкурсе хореографических коллективов в Ангарске (2000 год). В 2001 году руководитель коллектива была награждена дипломом 2-й степени (за балетмейстерское искусство малых форм) в рамках зонального тура 16-й областной конференции «Молодость. Творчество. Современность». А солисты «Экспрессии» Дима Негметов и Женя Назарова получили дипломы за сольную партию в танце «У самовара».
Нынешним летом усольская «Экспрессия» привезла диплом первой степени из Франции, победив на международном фестивале «Хрустальная лира». Собственно, две недели в сердце Европы (оплаченные, кстати, из родительских карманов юных конкурсантов) сами по себе стали серьёзным доказательством признания и балетмейстерского мастерства руководителя танцевального коллектива, и таланта её учеников.
– Наша поездка во Францию была чётко спланирована, – говорит Сабитова. – От Москвы мы отправились в путешествие по Европе на автобусе. Сутки провели в Польше, ещё столько же – в Дрездене, затем два дня в Париже и только потом отправились на север Франции, в нормандский город Портбаил, где и проходил фестиваль.
Тут молча сидевшие Еленины ученики не выдержали и, светясь от счастья, перебивая друг друга, разом выложили свои впечатления от Парижа, Дрездена, Франции – словом, всего, что довелось увидеть в той замечательной поездке. В Лувре ребята любовались Венерой Милосской.
– У неё нет рук и головы, – вспомнил один малыш.
– Головы нет у Ники, она богиня победы, – тут же поправили его ребята.
– Ещё мы видели «Джоконду», – выдохнула Вика Рассказова. – Небольшая картина под толстенным стеклом, и охранники вокруг. Всё, что я читала про неё, – правда. С какой точки ни посмотришь – она глядит тебе в глаза, в сердце, в душу. Потрясающе!
В Париже ребята целый день провели в Диснейленде.
– Для этого им надо было встать в четыре утра, – улыбнулась Елена. – И никого будить не пришлось, идеальная дисциплина.
Тут из ребячьих глаз посыпались такие искры – ни с каким фейерверком не сравнить. Словом, усольская «Экспрессия» в парижском Диснейленде – это совсем, совсем отдельная тема.
– Ещё нас возили на парижскую фабрику, где делают настоящие французские духи, всё-всё нам показали, и мы там купили по флакончику за 38 евро для своих мам. А когда сели в автобус, случилось маленькое чудо: нам всем подарили по точно такому же флакону от фабрики, – вспомнили девчонки и мальчишки ещё одну подробность своего европейского путешествия.
В Портбаил они попали, что называется, с корабля на бал. Фестиваль «Хрустальная лира», где уже первый танец сибирской «Экспрессии» – «У самовара» вызвал шквал аплодисментов (ребят долго вызывали на бис, но они не вышли, переодевались к следующему танцу), был приурочен к Дню города. Кстати, все четыре танца, которые ученики Елены Сабитовой показали во Франции, были насыщены сложными акробатическими трюками. Может, этот синтез современной хореографии и акробатики так восхитил экспансивных французов. «Сколько стоит такая подготовка ваших детей?» – допытывались они у Елены после выступления «Экспрессии». И долго удивлялись, узнав, что все без исключения ребятишки занимаются хореографией бесплатно. Этот вид искусства во Франции, как и повсюду в Европе, один из самых востребованных и, соответственно, дорогостоящих. Причём стоимость занятий определяется там степенью сложности трюков. Детей принимают в очень ограниченном количестве, и только самых-самых. Словом, диаметрально противоположная нашей система подготовки специалистов.
Уже дома, в Усолье-Сибирском, Елена и её «Экспрессия» получили приглашение на международный конкурс в Неаполь. Следующий 2010 год объявлен в Италии Годом России, в рамках которого и будет проходить конкурс с символическим названием «С любовью к России». Все расходы по проживанию в Неаполе усольских победителей европейского фестиваля оплачивает Евросоюз. Но дорогу – самолёт до Москвы и автобус до Неаполя и обратно – должны финансировать родители ребятишек. И хотя Елена, по её словам, обращалась к некоторым предпринимателям, усольские бизнесмены остались пока глухи к проблемам маленьких, но уже знаменитых танцоров. А ведь «Экспрессия» – давно такая же визитная карточка или, если хотите, бренд этого города, как знаменитый свинокомплекс или не менее известный «Нитол». Во всём цивилизованном мире помощь детям – один из государственных приоритетов. Детский хореографический коллектив из Усолья-Сибирского, его организатор и балетмейстер Елена Сабитова (обладатель уникального международного балетмейстерского сертификата) давно доказали свой высокий профессиональный уровень. Жаль, что пока ни усольский, ни иркутский бизнес, ни представители власти не спешат помочь юным танцорам из усольского Дворца культуры «Химик». И поездка ребят на конкурс в Неаполь пока, к сожалению, под вопросом.