Коммунальный «ликбез»
Скорая юридическая помощь от приёмной Владимира Путина
В иркутскую приёмную Владимира Путина за месяц поступает около 500 письменных и устных обращений. Больше всего людей беспокоят вопросы жилья и жилищно-коммунального хозяйства. Для того чтобы гражданам не ходить по различным инстанциям с просьбой проконсультировать относительно их законных прав, обратимся к конкретным вопросам, ответы на которые могут быть многим полезными.
«Мой сын прописан в квартире, а фактически учится и проживает в другом городе. Так как он прописан, за него начисляют коммунальные услуги. Что сделать, чтобы платить меньше?»
– При временном отсутствии одного из членов семьи более 5 календарных дней подряд должен быть перерасчёт платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (отопление в данном перечне отсутствует). Для этого нужно написать письменное заявление, к которому прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. Такими документами могут быть: справка о командировке с места работы, справка о нахождении в лечебном учреждении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице или общежитии и т.д.
«У нас в квартире отсутствуют счётчики, неделю нет горячей воды, но счёт нам выставили за весь месяц. Как поступать в данном случае? Что делать в будущем в подобных ситуациях?»
– Прежде всего нужно пояснить, каким образом фиксируется факт непредоставления коммунальных услуг: если у вас нет счётчиков, нужно сообщить о факте по телефону или в письменном виде в аварийно-диспетчерскую службу. Практика показывает, что письменное заявление оказывается всегда результативнее. Ещё нужно помнить о том, что второй экземпляр, с отметкой о принятии, должен остаться у «пострадавшей» стороны. Оператор обязательно записывает в регистрационной книге обращение с указанием адреса, фамилии и отчества заявителя, а также вида услуги. Именно этот момент является основанием для признания факта непредоставления коммунальных услуг.
Перерасчёт делается в том случае, если суммарное время перерывов составляет 8 часов в течение одного месяца. Для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения расчёт делается из количества людей, пользующихся услугой, а для отопления – из расчёта общей площади жилых помещений, а также времени непредоставления коммунальной услуги.
Жильцы для того, чтобы иметь основание на перерасчёт размера коммунальных услуг, должны настаивать на составлении акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
«В квартире температура +16 градусов. Никто не предпринимает никаких мер. Звонили в управляющую компанию – они объясняют, что ситуацию исправить невозможно технически. Что делать?»
– Российское законодательство чётко устанавливает температурную норму: в многоквартирных домах в осенне-зимний период столбик термометра не должен опускаться ниже +20 градусов, в угловых комнатах – ниже +22. В противном случае жильцы вправе требовать от управляющей компании перерасчёта за услугу, а также уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Ещё совет жильцам: если управляющая компания ссылается на невозможность устранить технические неисправности, просите письменное пояснение этому. В случае обращения в суд данный документ будет являться доказательством того, что компания не выполняет свои обязанности.
«За чей счёт должен осуществляться капитальный ремонт дома?»
– Управляющая компания обязана производить текущий ремонт. О необходимости проведения капитального ремонта УК ставит в известность собственников на очередном собрании, представляет перечень и стоимость работ. Жильцы, исходя из своих возможностей, принимают решение по работам и способам оплаты, согласовывая это с УК. Нужно отметить, что стоимость капитального ремонта не входит в квартплату.