издательская группа
Восточно-Сибирская правда

65 лет на службе у Фемиды

  • Автор: Людмила ФОМИНА, для «Восточно-Сибирской правды»

Самый крупный в областном центре Свердловский район на карте города появился в ноябре военного 1944 года. Весь левый берег Иркута, который был в то время рабочей окраиной, представлял собой один судебный участок. И со всеми делами на нём успевал управляться единственный судья. Привычки обращаться за защитой к закону тогда ещё не было. Правду люди искали отнюдь не в суде, куда больше надежд питали на жалобы «начальству», особенно партийному. Сегодня в это трудно поверить, но пройдёт ещё три десятилетия, а штат судей в районе вырастет лишь на три единицы.

Сегодня в Свердловском районном суде Иркутска, отмечающем свой 65-летний юбилей, отправляют правосудие 22 служителя Фемиды. И нагрузка у них много выше среднеобластной. В районе прописана треть жителей областного центра – 194 тысячи человек, которые, судя по росту количества дел искового производства, достаточно активно защищают теперь свои права и именно с третьей властью связывают надежды на торжество справедливости.

Эти перемены произошли не сами собой, не по мановению волшебной палочки. О том, как суд в районе становился властью и завоёвывал доверие людей, может рассказать нынешний его председатель Татьяна Майсурадзе. Приближалась 60-я годовщина советской власти, когда она впервые переступила порог скромного здания на улице Кайской, больше похожего на барак, чем на дворец правосудия. В то время здесь работали четверо профессиональных служителей Фемиды. Имена этих людей, творивших историю не только суда-юбиляра, но и судебной системы целого региона, и сегодня на слуху.

Фёдора Минаевича Иванова представители судейского сообщества Приангарья недавно поздравляли с 85-летием. Солдат Великой Отечественной войны, возглавлявший Черемховский и Кировский суды, вершить правосудие в Свердловском районе областного центра пришёл уже в зрелом возрасте. Он был здесь рядовым судьёй, но щедро делился своим огромным жизненным и профессиональным опытом с молодыми коллегами Лилией Коцарь и Татьяной Майсурадзе.

Сегодня его «ученицы» – сами заслуженные юристы России, как и их наставник. Они имеют государственные и ведомственные награды, им присвоен высший квалификационный класс, соответствующий генеральскому званию в силовых структурах. А сколько эти генералы от юстиции сделали для развития третьей власти Приангарья, переоценить просто невозможно: они двигали вперёд судебную реформу и ковали для неё кадры. Десятки людей в мантиях, отправляющие сегодня правосудие в разных городах и весях региона, называют себя учениками Лилии Коцарь, которая 14 лет возглавляла уголовную коллегию областного суда, и Татьяны Майсурадзе, бессменного председателя самого крупного суда Иркутска на протяжении 22 лет.

– Помощников не было, работали днём и ночью в буквальном смысле, – вспоминает Татьяна Борисовна начало своей судейской карьеры. – Каждый из нас четверых  рассматривал и граждан-ские, и уголовные дела. В том числе и сам председатель – Григорий Захарович Брускин. Он был человеком интеллигентным, порядочным и очень работоспособным, рассмотрение дел в суде успевал совмещать с научной и преподавательской деятельностью.

Суд в то время был органом, призванным бороться с преступностью, решать профилактические задачи. Когда в одном цехе завода радиоприёмников шёл судебный процесс, в остальных рабочие слушали его прямую трансляцию по радио, не отходя от конвейеров. Но самыми ответственными считались в суде процессы по делам несовершеннолетних.  

– Сейчас много говорят о необходимости вводить ювенальную юстицию, – говорит Татьяна Майсурадзе. – Но эти «новейшие» ювенальные технологии применялись нами на практике ещё 30 лет назад. Лилия Коцарь тогда вела секцию по контролю за условно осуждёнными подростками, приглашала на беседу ребят и их родителей, проводила выездные заседания в школах, училищах, домоуправлениях.

Эту заботу о «плохишах» передавала Лилии Коцарь, как эстафетную палочку, сама Татьяна Майсурадзе, когда уходила в уголовную коллегию Иркутского областного суда: «Не было в районе такой школы, где бы мы с Лилией Ивановной не побывали – и с процессами, и с беседами. Боролись за каждого трудного ребёнка, и многих удавалось спасти. Рецидива преступлений у осуждённых подростков в нашем районе тогда не было».  

Татьяна Борисовна задержалась «в области» всего полтора года, после чего вернулась в родной Свердловский суд уже на должность председателя. Она отдала этому суду больше трёх десятилетий. В основном они пришлись на время, когда «руководящей и направляющей» силой в обществе была компартия. О независимости и самостоятельности суда в те годы и речи не было. Однако, как выразилась Татьяна Борисовна, «партбилет вовсе не мешал выносить справедливые и правосудные решения».

Сама Майсурадзе за 34 года судейской работы не имела ни одной отмены приговора или решения –  ни в кассационном, ни в надзорном порядке. «Судья не имеет права на ошибку», – не устаёт и сегодня твердить своим коллегам председатель. Добиться 100-процентного качества при отправлении правосудия, как у Татьяны Майсурадзе, конечно, сложно. Но некоторым в Свердловском суде это всё же удаётся. Её заместителю по уголовным делам Александру Фёдорову, например. Он специализируется на рассмотрении дел о преступлениях против личности, общественной и экономической безопасности. И начиная с 2005 года все его приговоры кассационная инстанция оставляет без изменений. В уголовной коллегии Свердловского суда вообще работают признанные профессионалы. Недаром два года подряд звания «Лучший судья Иркутской области» удостаиваются именно «свердловчане»: в прошлом году – Галина Мельникова, годом раньше – Наталья Полозова.

Особенно трудно добиваться стабильности решений по гражданским делам – здесь до сих пор нет единообразия судебной практики. В Свердлов-ском суде самые сложные дела, требующие сокращённых сроков рассмотрения: по восстановлению на работе, обжалованию действий должностных лиц государственных и муниципальных органов, – берёт на себя заместитель председателя Мансур Магомедов. Его показатель качества процентов на десять выше среднеобластного. Грамотный юрист, судейский стаж которого составляет четверть века, привлекает, прежде всего, своей открытостью и  доброжелательностью. Особенно пожилых людей, которые привыкли являться в суд со своими проблемами, не дожидаясь дней приёма.   

По традиции, которая складывалась десятилетиями, особое отношение в Свердловском суде – к так называемым детским делам: лишению родительских прав, установлению отцовства, усыновлению, определению места жительства ребёнка. Защищать интересы детей доверено опытным судьям Жанне Дубровской и Ирине Фёдоровой, которые считают своим долгом не только содействовать семьям, обратившимся к судебной власти за помощью. Для них важно добиться, чтобы органы опеки и попечительства, инспектора милиции и представители комиссии по делам несовершеннолетних выявляли в районе всех нуждающихся в государственной поддержке обездоленных ребятишек. Такое бережное отношение к людям, судьбу которых приходится решать, перенимают у судей со стажем их молодые коллеги Ольга Иванова, Лариса Жильчинская, Светлана Белик, Оксана Несмеянова.  

В том, что по итогам прошлого года коллектив «свердловчан» был признан победителем среди многосоставных судов области, есть заслуга каждого из сотни работающих здесь людей. Ведь качество судейской работы зависит от целой цепочки сотрудников, имеющих порой скромную должность и некорыстную зарплату. Таких, как начальник отдела по уголовным делам Татьяна Пономаренко, которая в Свердловский суд пришла со школьной скамьи, и было это 37 лет назад. Председатель суда называет Татьяну Николаевну своей правой рукой и уверяет, что та помнит все  дела в архиве по корочкам и найдёт любое за три минуты. Или Лариса Шилова: за пять лет работы в суде она успела получить диплом Российской Академии правосудия и, благодаря своим организаторским способностям, дорасти до должности начальника отдела по гражданским делам.  

В Свердловском суде многие сотрудники, неважно, на каком участке они работают, заслуживают эпитет «лучший». Помощник председателя Татьяна Карелина стала одним из лучших в судебной системе пресс-секретарей и награждена Почётной грамотой Совета судей области, Ольга Пыльнева заняла призовое место в региональном конкурсе «Лучший секретарь судебного заседания». Сергей Галата, Татьяна Смирнова, Елена Новоселецкая, Максим Соболев и многие другие, работая помощниками судей, постоянно повышают образовательный и профессиональный уровень. Пройдёт время, и они, возможно, пополнят ряды судейского сообщества Приангарья.

Бывший председатель Иркутского областного суда Виктор Валуев сказал как-то: «Свердловский суд – настоящая академия правосудия». И действительно: в  уголовной и гражданской коллегиях областного суда сегодня девять людей в мантиях, которые в своё время «прошли через руки» Татьяны Майсурадзе. Шестеро её учеников отправляют правосудие в арбитражных судах региона и Федерации. Добавьте в этот список представителей мировой юстиции района – в недалёком прошлом добрая половина её состава служила в Свердловском суде секретарями.  

Выпускников этой «академии правосудия» можно встретить сегодня всюду, где  востребованы профессионализм, организаторские способности, высокие нравственные качества.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры