Ювелир слова и факта
– Я встаю в 4 утра. В 5.20 за мной приходит машина. Когда я еду по ночному городу, считаю окна, в которых уже горит свет, думаю, что эти люди сейчас включат радио, чтобы узнать погоду и новости. В 6.10 начинается эфир. В пустой студии произношу: «Доброе утро, дорогие радиослушатели!». Если тебя услышали, начинают поступать звонки. Когда тема, выбранная для интерактивного общения, интересна радиослушателям, когда она их волнует, люди звонят активно, несмотря на ранний час, это значит, мы чувствуем настроение наших земляков, знаем их заботы. Каждый ведущий стремится найти контакт со слушателями. И тогда возникает ощущение, что ты в студии не один. Мой собеседник – Надежда Кузнецова, шеф-редактор ежедневного информационно-аналитического радиоканала «Доброе утро, Приангарье», автор и ведущая передачи «Споёмте, друзья». Уже более 30 лет она работает на областном радио, куда пришла, будучи студенткой факультета журналистики Иркутского госуниверситета. Коллеги говорят, что Надежда Иосифовна – трудоголик и что работа для неё – удовольствие. Она и сама признаётся, что обычно думает так: вот эту передачу сделаю, а потом отдохну. Эта передача до сих пор не заканчивается…
– Когда я студенткой пришла на практику, на радио работали потрясающие люди, – вспоминает Надежда. – Я многому у них научилась. А трудности были: как разговорить собеседника, не утонуть в теме, подобрать точные слова… и мне всегда было важно, как мой материал поправит редактор. Помню свой первый репортаж с сельской ярмарки: я написала, что ярмарка была красивая, интересная, богатая. С трепетом ждала правки нашего главного редактора Ларисы Гайдай (её муж был братом Леонида Гайдая). Лариса Васильевна добавила в текст всего одно слово, но оно заменило сразу три, потому что было точным и ёмким: ярмарка была щедрая. Для меня это была учёба, я уяснила навсегда, что журналист должен стремиться овладеть русским языком во всей его полноте.
Теперь уже она стала для студентов и молодых коллег наставником. Ольга Топоркова, её коллега, отмечает, что Надежда Иосифовна в первую очередь учит своих подопечных тщательно подбирать слова: «Она сама ювелир слова и факта, и ей важно, чтобы всё было точно, чтобы не было ничего случайного. Она умеет деликатно объяснить, какие ошибки допущены и как исправить положение. Но главное – она нас научила показывать любую проблему через человека и искать новые повороты в темах, которые повторяются из года в год. У неё, к слову, нет уставания, и это удивительно».
Сама Надежда объясняет это просто: в те времена, когда она была молодым специалистом, в редакции проходили летучки, на которых все материалы разбирали по косточкам, и порой, бывало, оценки давались очень строгие, и плакать ей приходилось не раз. Но эти «разборки» оказались полезными: старшие товарищи показывали, где она прошла мимо интересной темы или поворота событий.
– Работали мы всегда добросовестно. Тогда было много редакций: детская, молодёжная, литературная, промышленная, редакция пропаганды… Приходило очень много интересных людей: Марк Сергеев, Александр Вампилов, и Валентин Распутин, писатели, поэты, художники, артисты, герои войны… Встречи с этими людьми, передачи о них хранит наша радиофонотека. Говорят, что у человека два якоря: один – дом, другой – работа. Когда ты с удовольствием идёшь на работу и с удовольствием возвращаешься домой – это счастье. У меня хороший муж, замечательные дети и любимая работа, которая нравилась мне всегда и я не хотела её ни на что менять. Я всё время куда-то еду, что-то записываю, готовлюсь к эфиру.
Надежда Иосифовна говорит, что если бы не стала журналистом, выбрала бы профессию психолога. Впрочем, она им уже стала. Рассказывает, что плёнка катушечных магнитофонов, с которыми журналисты работали раньше, имела такую особенность – проявлять внутреннее состояние человека. Включал звукорежиссёр запись – и сразу становилось очевидным, какой человек на самом деле: этот – простодушный и честный, этот – недобрый и разговаривает пренебрежительно, а этот – лукавый, с хитрецой. Обратив на это внимание, она научилась и в личном разговоре чувствовать «нутро» человека.
Надежда любит социальную журналистику. Говорит, что обратиться к ней заставляет сама жизнь: «Тебе звонят и пишут люди, просят помощи, совета. И когда чуть-чуть удаётся помочь – ходишь счастливый… От передач люди ждут ответа на волнующие их вопросы. И порой упрекают: что толку, говорите и говорите, а ситуация не меняется. Но я стараюсь объяснить, что иногда важно хотя бы вслух сказать о проблеме, чтобы будировать общественное мнение, а не замалчивать её существование».
Она убеждена, что «социалка» – пробный камень для журналиста. Янина Малкова, её ученица и коллега, рассказывает: «Надежда Иосифовна студентов-практикантов «бросает» на социальные темы, чтобы посмотреть, что из них может получиться». Яна сама прошла это «горнило». Теперь, став коллегой Надежды Иосифовны, она не перестаёт восхищаться её профессионализмом: «У неё диапазон тем – широчайший. Я не знаю других радиожурналистов, которые могут сравниться с ней по мастерству. Она человек искренний и честный и всегда готова помочь молодым коллегам».
Кузнецова признаётся, что сама не стыдится учиться у молодёжи, говорит, что девчонки пришли толковые, «продвинутые».
– Мне нравятся дерзкие женщины, уверенные в себе, которые берутся за любое дело, не паникуют и не боятся трудностей. Ольга Топоркова, Яна Малкова и Оксана Хвесюк – наше молодое пополнение. Они смело берутся за серьёзные темы. И много работают.
Надежда Иосифовна считает, что российским мужчинам, в отличие от наших женщин, легче живётся.
– Я прихожу читать лекции студентам – сидят одни девочки, прихожу в больницу – доктора в основном женщины, учителя – женщины, иду по нашим коридорам – тоже одни женщины, хотя профессия у нас мужская. Меня удивляет, куда исчезают наши мужчины: их нет нигде, хотя говорят, что их рождается больше, чем женщин. Россия сегодня выживает благодаря нам, женщинам. А судят, как нам дальше жить, мужчины. Я вижу их только в Думе или Заксобрании, а где остальные, не знаю. Сегодня, когда женщины собираются, они не говорят о мужчинах, о нарядах, они говорят о политике, о том, какие нужны законы, чтобы обустроить жизнь. Женщины в курсе, что сказал Медведев, Путин. В трамвае, троллейбусе мы рассуждаем о политике, о коррупции. Мне кажется, это совершенно неправильно. Женщина может быть счастлива, если её любят, ценят, у неё есть дом и дети.
Единственное, о чём жалеет Надежда Кузнецова, – что у неё только двое детей. Она считает банальным самооправдание, дескать, их трудно поднять. Не зря ведь возникла поговорка «Бог даёт ребёнка, даёт и на ребёнка». А вот дать им любовь, теплоту и внимание – это действительно сложнее. С ребёнком нужно заниматься: рисовать, читать, играть, вот тогда всё будет нормально. Надежда, несмотря на загрузку, время для своих детей находила.
– Помню, как помогала сыну рисовать, а муж меня ругал, мол, учитель же поймёт, что взрослый рисовал, хотя, глядя на мои «художества», вряд ли это заподозришь. Я любила с детьми вместе делать уроки, аппликации, и у нас до сих пор у нас на антресолях хранится бархатная бумага, редкая тогда, из неё очень красивыми получались животные и цветы. Мне в жизни повезло, у нас с мужем не было так, чтобы мы делили работу на женскую и мужскую, делали все вместе. Кто был свободен, тот готовил или мыл посуду.
Людмила Шпрах, начальник службы радиовещания ГТРК «Иркутск», училась с Надеждой на одном курсе и говорит, что она была студенткой ответственной и дисциплинированной. Надежда, по её словам, человек совестливый и честный, у которого на всё есть своя точка зрения и которую она не боится высказать. Человек работоспособный и качественно выполняющий свою работу, она требует, чтобы все трудились так же. Она не застаивается и может делать что-то совершенно новое, то, чем раньше никогда не занималась.
– Если говорить о самой главной профессиональной черте, она человек талантливый и преданный радиожурналистике. Она любит радио всей душой, с трепетом относится к радио-
слушателям, безмерно их уважает. Это чувствуется во всех материалах, которые она делает. Журналист может состояться в профессии только тогда, когда работает не штампами, а творчески, изобретает новые ходы, имеет ответственность перед фактом. Кроме того, Надежда очень симпатичная женщина. С хорошим вкусом и превосходной фигурой.
Надежда призналась, что, отдавая всё время работе, не было возможности овладеть женскими ремёслами. «Я не из тех, кто вышивает крестиком. Но мечтаю об этом. У нас дома висели картины, вышитые папой, они до сих пор у меня хранятся. Во времена моего детства на утренники в сад или школу приходилось шить костюмы. Помню мама мне сшила украинский костюм, а папа сделал вышивку на рукавах рубашки и на фартучке. Папа мой был родом с Украины и вышивал прекрасно: аккуратно, чистенько. Когда выйду на пенсию, обязательно этим займусь».
Сегодня Надежда Иосифовна отмечает свой юбилейный день рождения. Говорит, что не слишком любит этот праздник, обычно это сумасшедший день – надо много готовить, убирать, и становится непонятно, кто именинник: те, кто пришёл в гости, или всё-таки виновник торжества. Зато обожает Новый год. Говорит, что в обычные праздники не позволяет себе расслабляться, терять энергию, настрой, всё время держит в голове дела. А в Новый год разрешает себе забыть обо всём: год ведь закончился, значит, все дела завершены. И верит, что в новом году всё начнётся по-новому и что всё будет лучше.