Воздушный десант
Борьба за северные аэропорты обернулась судебными исками
Банкротящееся ФГУП «Киренское авиационное предприятие» (КАП) подало иск в арбитражный суд Иркутской области на ООО «Киренск-авиа», которое с 2007 года выполняет его функции и базируется в аэропортах на севере региона. Компания задолжала за аренду имущества госпредприятия более 15 млн. рублей. Судебные разбирательства происходят на фоне внутреннего конфликта равноправных учредителей «Киренск-авиа» – ЗАО «Истлэнд» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», констатируют эксперты.
Процедура банкротства ФГУП «Киренское авиапредприятие», эксплуатирующего пять аэропортов на севере области (в Киренске, Ербогачёне, Казачинском, Жигалово и Качуге), началась ещё в 2004 году. Имея кредиторскую задолженность около 240 миллионов рублей, КАП вошёл в стадию конкурсного производства. Арбитражный управляющий предприятия, член НП МСРО АУ «Байкальская лига» Игорь Руднев сообщил, что основной долг КАПа приходится на бюджеты, в которые ФГУП не заплатил налоги. Вернуть долги авиапредприятие рассчитывает после завершения конкурсного производства, в результате которого в начале декабря этого года планируется распродать имущество КАПа.
Функции киренского авиапредприятия – пассажирские перевозки и обслуживание нефтяных компаний – с конца 2007 года взяло на себя специально созданное ООО «Киренск-авиа», которое на паритетных условиях учредили «Авиакомпания «ЮТэйр» из Сургута и иркутский холдинг «Истлэнд» (владеет ЗАО «Авиакомпания «Ангара»). Компания арендовала имущество КАПа. Так, «Киренск-авиа», в сущности, стала «двойником» банкротящегося КАПа, и даже его директор Сергей Сафонов перешёл на должность руководителя нового предприятия «Киренск-авиа».
Конфликт между КАПом и «Киренскавиа» начался из-за систематических задержек оплаты за аренду госимущества: «Киренск-авиа» задолжало КАПу более 15 млн. рублей. Кроме того, остались неоплаченными услуги аэропорта (около 25 млн. рублей), сообщили в «Байкальской лиге». В свою очередь, по словам директора «Киренск-авиа» Сергея Сафонова, задолженность накопилась по вине «ЮТэйра», который не платит за аэропортовые услуги. При этом авиакомпания зарабатывает на перевозках на севере Иркутской области около 800 млн. рублей, добавил Сафонов.
«Из-за накопленных долгов «Киренск-авиа» в итоге страдает банкротящийся КАП, который не может хотя бы частично вернуть деньги своим кредиторам, а основной из них – государство», – отметил руководитель «Байкальской лиги» Сергей Решетников.
Задолженность обернулась для «ЮТэйра» судебными исками. Конкурсный управляющий КАПа Игорь Руднев в конце прошлой недели подал иск в арбитраж Иркутской области на взыскание долга с «Киренск-авиа» в размере 15 млн. рублей. По словам Сафонова, «Истлэнд» готовится подать в суд от имени «Киренск-авиа» на «ЮТэйр», чтобы компания погасила задолженность по аренде и услугам.
Судебное разбирательство по долгам стартовало на фоне борьбы за северные аэропорты между иркутскими и сургутскими партнёрами по «Киренск-авиа», полагают арбитражные управляющие. «ЮТэйр» предпринял попытки сначала сместить конкурсного управляющего КАПа, а затем – сменить директора «Киренск-авиа». «Обычно управляющего хотят отстранить от работы либо из-за его объективной некомпетентности, либо тогда, когда тот становится неугодным. Полагаю, мы имеем дело со вторым случаем», – считает Сергей Решетников. Он не исключает, что действия «ЮТэйра» обусловлены желанием авиакомпании получить контроль над КАПом и «Киренск-авиа» в преддверии конкурсных торгов и на более выгодных для себя условиях выкупить аэропортовое имущество на севере Иркутской области. Тем более что руководство «ЮТэйра» не раз заявляло о намерении участвовать в торгах по покупке КАПа.
Конфликт стал публичным в конце октября, когда «ЮТэйр» инициировал собрание учредителей «Киренск-авиа», где был назначен новый директор. С этим не согласился иркутский партнёр. В результате «Истлэнд» обратился в арбитраж с требованием о признании действий «ЮТэйра» незаконными и отмене решения собрания учредителей о смене директора. В начале этой недели суд пошёл навстречу «Истлэнду», принял обеспечительные меры и восстановил в должности прежнего директора Сергея Сафонова.
В «ЮТэйре» не стали комментировать, будут ли опротестовывать решение арбитража, а также каким образом компания будет участвовать в конкурсных торгах по продаже имущества КАПа. Пресс-секретарь авиакомпании Юрий Мушихин объяснил это отсутствием руководителей, владеющих ситуацией. В «Истлэнде» тоже оставили без ответа вопросы «Конкурента» о ситуации в «Киренск-авиа». Как сообщил мэр Киренского района Пётр Неупокоев, конфликт собственников «Киренск-авиа» пока не отразился на работе предприятия: аэропорты функционируют в нормальном режиме. «Мне известно о конфликте внутри «Киренск-авиа». Там действительно была смена руководства, хотя в итоге вернулся прежний директор, – сказал мэр. – Пока я не готов принять позицию одной из сторон, это требует тщательного анализа. Понятно только, что учредителям придётся садиться за стол переговоров».