издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Осеннее повышение

Спрос на автомобили вновь растёт

После долгого падения на автомобильном рынке региона наметилось оживление. По итогам третьего квартала представители кредитных учреждений и автодилеры отметили, что растёт объём продаж и выданных автокредитов. Правда, пока счёт идёт только на десятки: в третьем квартале Байкальский банк Сбербанка РФ выдал на 57 кредитов больше, чем в первом. Хотя за девять месяцев прошлого года банк выдал 1808 кредитов на покупку авто. Небольшое осеннее оживление эксперты связывают со стабилизацией рубля и запуском государственной программы. Однако они осторожны в прогнозах на будущее: реального восстановления авторынка следует ждать не раньше середины 2010 года.

О том, что на рынке автокредитования осенью нынешнего года наступило оживление, заявили в Байкальском банке Сбербанка РФ. Кредитный инспектор управления кредитования частных клиентов банка Анатолий Катасов отметил, что если за первый квартал банком было выдано 190 кредитов на сумму 104 млн. рублей, за второй – 213 (85 млн. рублей), то в третьем квартале их количество увеличилось до 247 (131 млн. рублей). Правда, рост третьего квартала нынешнего года не идёт ни в какое сравнение с показателями 2008 года. Тогда в целом банк выдал в 2,7 раза кредитов больше – 1808, сумма кредитов была больше в три раза и составила 986 млн. рублей. Аппетиты заёмщиков тоже были заметнее: в нынешнем году средняя сумма кредита уменьшилась на 52 тыс. рублей и составила 493 тысячи.

Спрос на автомобили активизировался, продажи у дилеров растут, констатировал кредитный инспектор. Такое мнение подтверждают и опрошенные «Конкурентом» представители автоконцернов. «С появлением государственной программы и увеличением стоимости приобретаемой в кредит машины до 600 тысяч рублей наметилось оживление», – отметил директор по маркетингу «Форд Центр Иркутск» Александр Тверитинов. На 5 ноября Байкальским банком по программе кредитования с государственным субсидированием было выдано 242 кредита на сумму 58 млн. рублей в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия.

Банкиры констатируют: на долю госпрограммы приходится каждый пятый автокредит. Пока официальными партнёрами государственной программы являются только три кредитных учреждения с государственным капиталом: Сбербанк РФ, ВТБ-24 и Россельхозбанк. Ставка, уплачиваемая клиентами этих банков по кредиту, различна. Недавно появилась информация, что в скором времени стать партнёрами программы смогут и другие коммерческие банки, чтобы увеличить число её потенциальных клиентов.

Основная масса тех, кто решил стать владельцем авто при помощи государства, – люди с доходами ниже среднего уровня. Величина заработной платы – 8–15 тысяч рублей в месяц, рассказал Анатолий Катасов. В 80% случаев они приобретают продукцию марки АвтоВАЗ, речь идёт о вазовской классике – «Жигулях» пятой, шестой и седьмой моделей. «Возможно, клиенты в зоне присутствия банка были бы и рады купить собранную в России иномарку, но, как правило, машины в комплектации, которая бы уложилась в 600 тысяч рублей, не всегда есть в наличии у региональных дилеров», – рассказал кредитный инспектор. Хотя в этот ценовой диапазон вписываются иномарки Ford Focus, Ford Mondeo, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia, Skoda Octavia и Opel Astra, рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По второй программе автокредитования, реализуемой банком совместно с семью представителями мировой и отечественной автоиндустрии, за август–октябрь нынешнего года было выдано 54 кредита на сумму 26 млн. рублей, средняя сумма кредита составила 483 тыс. рублей. Участники программы могут получить льготные условия кредитования на покупку машин марок Hyundai, Chevrolet, Opel, Saab, Volkswagen, Skoda, Audi, Mitsubishi, а также на продукцию отечественной сборки – LADA, SsangYong, УАЗ, FIAT, Volga Siber, «Волга Классик» и лёгкие коммерческие автомобили семейства «Газель», «Соболь» и Maxus. «Наибольшей популярностью среди участников программы пользуются Mitsubishi (22 кредита), Volkswagen (7 кредитов) и Hyundai (7 кредитов)», – рассказал Анатолий Катасов.

Собеседники «Конкурента» подтвердили, что по сравнению с летом на рынке продаж автомобилей наметилось оживление. «Оно связано со стабилизацией спроса: те, кто раньше откладывал приобретение автомобиля, решили больше не ждать, – считает аналитик Иркутского филиала БКС Александр Воронов. – Сейчас для этого довольно благоприятные условия: автомобили подешевели на фоне ослабления доллара на 15–18%, запустилась государственная программа. Автокредиты интересны и самим банкам: они залоговые, суммы по ним немаленькие, да и маржа приличная». По итогам года с учётом выплаты бонусов и «тринадцатых зарплат» наш собеседник ожидает, что интерес к покупке авто будет только увеличиваться.

В то же время Александр Тверитинов не исключает, что рост спроса на покупку авто связан с цикличностью рынка: летом продажи падают, осенью – растут.  Дмитрий Баранов и вовсе отметил, что продажи машин за девять месяцев показали снижение на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И хотя по сравнению с августом есть некая стабилизация, но для того, чтобы утверждать, что она стала долговременной, пока недостаточно статистики. Реального восстановления авторынка следует ждать не раньше середины 2010 года, считает он.

Самые продаваемые автомобили в России за 9 месяцев 2009 года

Марка 9 месяцев 2009 года (шт.) 9 месяцев 2008 года (шт.) Изменение (%)
Lada 269514 447045 -44
Chevrolet 81464 175798 -54
Ford 64943 141414 -54
Toyota 53637 145388 -63
Renault 53550 84940 -36
Hyundai 52201 159392 -67
Nissan 51683 118801 -56
Kia 47839 73103 -35
ГАЗ 42568 105222 -60
Daewoo 38960 80069 -51
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры