Бумажная «правда»
Скорая юридическая помощь от приёмной Владимира Путина
В иркутскую приёмную Владимира Путина приходят сотни писем. В каждом из них – человеческая судьба. Встречаются такие письма, что, прочитав их, понимаешь: сюда обратились, как в последнюю инстанцию, которая может помочь.
5 сентября 2008 года Тамара Иванова из Усолья-Сибирского написала письмо Владимиру Путину. Очень сухо попыталась рассказать о своей жизни, о проблемах. Но в каждой строчке сквозила такая боль и безысходность, что даже самое холодное сердце расчувствуется.
В четыре года Тамара осталась сиротой. Воспитывалась в детском доме г. Иркутска, училась в Лесогорске в школе-интернате, затем в ПУ № 14 г. Иркутска. Всё это время за ней, как за сиротой, было закреплено жильё в селе Карлук Качугского района, домик этот был построен в 1933 году. В 2003 году девушке исполнилось 17 лет. Она получила профессиональное образование и приехала в Карлук, чтобы начать взрослую жизнь. Можно представить, что она увидела: непригодный для проживания 70-летний дом, крыша провалилась, у окон нет рам, вместо печи пустое место, крыльцо разрушено, баня сгнила. Пока шли переговоры с местной администрацией, Тамара жила в селе у чужих людей. Хорошо, что русский народ такой сердобольный…
У Тамары не было ни жилья, ни работы. Пришлось сироте ехать в уже знакомый большой город Иркутск. Сняла квартиру, устроилась на работу и продолжала обивать пороги различных кабинетов. Когда поняла, что помощи не будет, прописалась в том старом доме, но лишь для того, чтобы получить ИНН, страховое свидетельство, которые ей были просто необходимы.
12 апреля 2007 года Тамара стала мамой. Это счастливое событие в жизни каждой женщины. Тамара ждала своего малыша с радостью, но родила его гораздо раньше срока, шестимесячным. Благодаря усилиям врачей Иркутского городского перинатального центра и Ивано-Матрёнинской больницы ребёнок выжил.
Денег на съёмное жильё не было. Теперь она уже скиталась по знакомым не одна, с сынишкой. Из письма Тамары в приёмную Путина: «12 сентября моему сыну исполнится 1 год и 5 месяцев, но он не имеет прописки, не стоит в очереди в дошкольное учреждение, не имеет другой социальной поддержки. А это и ежемесячные осмотры врачей, и усиленное лечение. Ведь он родился с открытым клапаном сердца… С грудным ребёнком на руках призываю чиновников помочь мне в решении жилищного вопроса, а значит, и другие вопросы будут решены…».
Письмо заканчивалось словами: «Я хочу работать, растить сына, чтобы он не повторил мою судьбу. Через месяц сыну исполнится полтора года и у нас с ним не будет денег даже на кусок хлеба. Один выход – отдать ребёнка в приют… Помогите нам. Очень прошу. Сирота, мать-одиночка Тамара Иванова».
К письму была приложена кипа документов, из которой стало ясно, что в селе Карлук возможности получить жильё, соответствующее социальным нормам, невозможно. Да и на данный момент Тамара имела временную регистрацию в Усолье-Сибирском. Значит, можно было попробовать получить жильё именно там, по месту постоянного проживания.
Сотрудники приёмной направили письмо в администрацию города Усолья-Сибирского с просьбой выделить Ивановой Тамаре Анатольевне жильё. В ответ получили отказ со ссылкой на то, что за девушкой уже закреплено жильё в с. Карлук, а «по информации Качугской районной администрации, от предложенных вариантов решения жилищной проблемы она отказалась». На бумаге всё вроде бы гладко и правильно. Но кто видел этот древний разваливающийся дом? Как в нём жить? Вот, казалось бы, и итог всей истории: вселяйся в руины и живи там до скончания дней. По принципу «лучше синица в руке»…
Был ещё один вариант – судебные тяжбы. Кто хоть раз имел подобный опыт, знает, во что обходится отстаивание своих прав. Деньги, а самое главное, нервы. Понятно, что одной Тамаре было не под силу справиться с «органами местного самоуправления».
Константин Леонидович Никонович, юрист Иркутской региональной приёмной В.В. Путина, принял решение отстаивать права Тамары Ивановой в суде. В его должностные обязанности не входит защита граждан, обратившихся в приёмную, в подобных инстанциях. Тем не менее решение было принято.
В Усольский городской суд было направлено исковое заявление с требованием установить факт постоянного проживания гражданки Ивановой в Усолье-Сибирском, признать право на получение жилья как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, обязать администрацию города Усолья-Сибирского предоставить благоустроенное жилое помещение.
Стоит ли говорить, что администрация готовила возражения, уточняла свою позицию, а впоследствии оспаривала принятое в пользу Тамары Ивановой решение Усольского суда в Иркутском областном суде. Тем не менее Иркутский областной суд определил оставить решение Усольского суда без изменений, а жалобу – без удовлетворения. «На сегодняшний день Тамаре осталось получить на руки исполнительный лист и вселиться в предоставленное администрацией жильё», – говорит Константин Никонович.
Вот такой нелёгкий путь нужно пройти сироте, чтобы получить причитающееся по закону жильё.