издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыкальная осень

  • Автор: Изольда ЦАХЕР, музыковед, для «Восточно-Сибирской правды»

Иркутская «музыкальная осень» нынешнего года ознаменовалась крупными событиями: ставшим уже традиционным фестивалем гастролёров «Звёзды на Байкале» и программой «Сияние России». Однако выступление симфонического оркестра Иркутской филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша нисколько не потерялось на этом фоне. Оно взволновало и воодушевило публику.

Интересная программа концерта включала три произведения: симфонию № 1 И. Брамса, программную симфоническую поэму «Влтава» Б. Сметаны и сюиту из оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса. При всей разнохарактерности стиля, композиторской манеры, национальных школ (Германия, Чехия) они образовали своего рода триптих, объединённые мастерством дирижёра. Каждое сочинение заиграло своими красками, выступив особенно рельефно в контрастном окружении.

Глубина и тонкость многомерной музыки Брамса раскрывались в каждой отдельной части и симфонической концепции в целом. Единая линия развития, приковывавшая внимание слушателя, вела от страстного драматизма 1-й части к «бетховенской» радости финала (напоминание темы радости из 9-й симфонии Бетховена), по-брамсовски омрачённой романтической дисгармонией. В претворении дирижёром симфонической поэмы Сметаны господствовали ясность, чёткость, выпуклость – вплоть до изобразительности-живописности. Выявленные контрасты раскрывали разные ипостаси того энтузиазма и восхищения Чехией, которые заложены в музыке Сметаны. Будь то заразительно-динамичная полька или умиротворённый покой (образ струящейся реки Влтавы). В «Кавалере розы» Рихард Штраус намеренно возрождает стиль венского вальса своего однофамильца Иоганна Штрауса. Однако сюита отмечена авторским «росчерком», «удостоверением личности» – типичным для Рихарда Штрауса ироничным юмором, тонко переданным дирижёром.

Симфонический оркестр звучал в течение концертного вечера на редкость слаженно, ярко, интонационно чисто – и в струнных, и в духовых группах. В исполнявшихся сочинениях партии духовых несли особую нагрузку. Смысловой центр симфонии Брамса образуют соло валторны, знаменующее «благую весть», и следующий за ним хорал медных и деревянных духовых. Сюита Р. Штрауса немыслима без блеска «меди». Озвученная таким образом вальсовость создаёт впечатление венского великолепия.

В целом оркестровый коллектив демонстрировал подлинно профессиональный уровень: беспрекословно подчинялся магической палочке дирижёра – отточенному жесту, детально воссоздающему графику партитуры.

Можно поздравить артистов оркестра и иркутских слушателей с обретением дирижёра высокого класса – Илмара Лапиньша, а его самого с прекрасным началом сезона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры