издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хватит «дружить против»?

Девиз «Против кого дружим?» стал путеводной нитью в деятельности многих представителей иркутской элиты. И этот девиз пора менять, считает депутат городской Думы Иркутска Олег Геевский... Об этом и о многом другом с ним побеседовал наш журналист Дмитрий Люстрицкий.

– Олег Анатольевич, что будет главным в работе нового созыва городской Думы Иркутска?

– Сегодня команда «Единой России» пришла в Думу с девизом «Порядок и развитие». Этот тезис нас объединил, он близок нашим избирателям. И он отражает глубинную, если хотите, потребность городского сообщества к изменениям. Именно так: порядок и развитие! Именно упорядоченные, неслучайные изменения к лучшему можно назвать развитием, и к этому нужно стремиться. И нужно реализовать девиз, с которым мы шли на выборы, это наш долг перед избирателями.

На федеральном уровне многие к Иркутску относятся негативно, и это не секрет. Негативная репутация связана в первую очередь с тем, что мы – деловые люди, представители общественных организаций, политики – разобщены. И вдобавок зачастую агрессивны. В Иркутске временные альянсы возможны только против кого-то. Появление общего врага на короткое время объединяет разрозненные элиты, а достигая какой-то цели, как правило, деструктивной, эти альянсы вновь распадаются и дробятся, возвращаясь в тот разброд и хаос, из которого они возникли. Я очень рассчитываю на то, что из нового состава городской Думы удастся сформировать работоспособную депутатскую команду из энергичных, неравнодушных людей. Подчеркну: не центр, альтернативный городской администрации в целом и мэру лично, а команду, которая работает в интересах города. Иркутянам пора перестать дружить «против» – пора объединиться «за»!

– А как же политическая борьба, как же столкновения интересов? Не станет ли городская Дума скучным болотом?

– Нередко, когда речь идёт о город-ской Думе, происходит подмена понятий. Представительную власть пытаются воспринимать как своего рода городской филиал Государственной Думы или Законодательного Собрания. А это извращает само представление о муниципальной власти. Город-ская Дума не может и не должна заниматься большой политикой, нам это не дано законом, и давайте не будем пытаться имитировать, что нам это по плечу. Политиканству в Думе не место, у нас своё поле, и это поле чрезвычайно важное и нужное: нет на уровне города более эффективной площадки для реализации общественной инициативы. Мы должны взять на себя ответ-ственность за консолидацию во имя развития города.

В Иркутске всё в идеале должно начинаться с Думы, и она должна нести ответственность не только за текущую проблематику – в конце концов, на этом поле уже трудятся и мэр, и его заместители, – но и работать на перспективу, формировать цели, вбрасывать в городское сообщество мотивации для развития, идеи, создавать некое общественное настроение для реализации этих идей!

Инициатива – вот то, с чего должна начинаться депутатская работа. Предыдущий созыв городской Думы Иркутска, конечно, продвинулcя вперёд. Впервые заработали постоянно действующие комиссии по ключевым направлениям, и это позволило нам действовать системно, однако что касается депутатской инициативы, то её Дума проявляла очень осторожно. И здесь речь не идёт о том, что нам нужен конфликт. Ни в коем случае, мы очень дорожим нашим единством и рабочей атмосферой. И тем не менее нам необходим конструктивный диалог, нужна система сдержек и противовесов в отношениях с городской администрацией. Пока же депутаты, являясь вполне достойными людьми каждый по отдельности, смогли не так уж много сгенерировать. Если не сказать мало.

В Иркутске есть давняя традиция вспоминать о заслугах, с уважением смотреть на совершённое ранее. Да, когда-то мы были центром огромной губернии, были очагом культуры и интеллекта. Но нельзя нормально идти вперёд, если твоя голова всё время повёрнута в другую сторону. Сегодня на карте Сибири с понятием административного, научного и культурного центра больше ассоциируются Новосибирск и Красноярск, на востоке стремительно прибавили в развитии Улан-Удэ и Хабаровск, а Иркутск время как будто обтекает – как река камень.

– Мэр Иркутска Владимир Якубовский рекомендован для назначения  сенатором и, скорее всего, на ближайшей сессии Законодательного Собрания будет утверждён. Не повредит ли сегодня развитию Иркутска временное «безвластие», ведь до следующих выборов город будет работать в режиме «временного» управления?

– Абсолютно не переживаю по этому поводу. В Уставе прописана процедура принятия решений в этот период. Кроме того, сегодня в рабочем режиме трудятся вице-мэр, главы округов. Вся система приводных ремней, которая управляет городом, действует, у людей есть понимание своих задач, и они справятся.

Я далёк от того, чтобы пытаться бросить камень в спину уходящего. Мэру города приходится заниматься не только коммунальными проблемами, должность мэра в полном смысле слова политическая. А у политика, существующего в постоянно меняющейся внешней среде, собственная система ценностей, он становится виртуозом выживания.

Говорить, что у нас в городе ничего не делается, было бы бессовестно. Город преображается, и достижения есть. У нас исправно функционирует инфраструктура, инженерные коммуникации. Иркутск никогда не замерзал, как Владивосток или, например, Усть-Кут, и наверняка не замёрзнет этой зимой. Тревожит лишь, что для нас удержание стандарта, общепринятого для городского поселения в цивилизованной стране, стало каким-то ежедневным подвигом. Нам всё время давали понять, что могло, конечно, всё замёрзнуть и взорваться, но только героические усилия городской администрации в очередной раз предотвратили катастрофу.

Не будем забывать о том, что новые городские фонтаны и скверы появились там, где их пятнадцать лет назад бессмысленно и беспощадно погубили. Городские власти – молодцы, что их восстановили! Но на деле, фактически мы лишь вернули городу то, что сами у него отняли. И назвать это развитием, положа руку на сердце, сложно.

Считаю, что мы вместе: всё город-ское сообщество, мэр и думцы – должны стать тем двигателем, который преодолеет инерцию Иркутска. Эта инерция чрезвычайно сильна. Из-за неё мы пока так и не смогли сформулировать ничего нового и конструктивного. Разве не интересной была появившаяся когда-то идея агломерации в контексте развития Иркутска? Разве это не проект, который можно было хотя бы обсудить, изучить опыт развития таких городов, как наш, понять тенденции? Агломерация в наших условиях – это идея, конечно, с этакой «сумасшедшинкой», но это идея, и идея интересная! А мы к ней отнеслись бросово и отринули, по сути не заметив. Мы в тот момент «дружили против», но  сами не предложили ничего взамен. Ждём просветления, озарения, команды сверху? Можем не дождаться…  

– Вы полагаете, что городские депутаты должны в таких случаях что-то предлагать, «тянуть одеяло на себя»?

– Не только они! Искренне хочется, чтобы мы объединили вокруг городской Думы наиболее активную часть населения Иркутска и привлекли её к непосредственному участию в процессе городского развития. Работая в реальном секторе экономики, я вижу формулу успеха в следующем: «Личная ликвидность горожанина напрямую зависит от ликвидности города». Мы должны заинтересовать в том, чтобы город преуспевал, всех, для кого личный успех – не пустое слово. Они должны отчётливо видеть, как и за счёт чего город «поднимется». Только тогда и им будет понятно, как они смогут встроиться, внести свою лепту, чтобы получить дивиденды в виде повышения личного рейтинга. Все же понимают: зарплата специалиста одного и того же уровня в Манхэттене и где-нибудь в Тамбове отличается на порядок, на несколько порядков! Точно так же отличаются и качество жизни, и уровень медицинских услуг, и уровень образования… Успешные горожане могут и хотят жить только в успешном городе, в среде, которая задаёт им высокую планку и одновременно предоставляет условия для её преодоления.

Иркутск сегодня по своей структуре город мозаичный, его одной «шляпой» не накроешь. Он состоит из отдельных сегментов, которые порой друг с другом не взаимодействуют. Есть у нас крупные технологические центры: авиастроительная фирма мирового уровня ИАПО, штаб-квартира мощнейшей энергетической компании «Иркутскэнерго», ВСЖД… Как эти значимые для региона и России в целом субъекты втянуты во взаимодействие, взаимоотношения с городом? Да почти никак – они живут в сфере своих корпоративных социальных обязательств, практически не влияя на социальный ландшафт города. Есть у нас разношёрстная гильдия строителей, где каждый преследует свои интересы, слабо согласовывая их с городскими. Есть множество предпринимателей, малых и не таких уж малых, работающих в сфере торговли, услуг. Только консолидировав все интересы, объединившись «за», мы сможем перейти от стабильности и порядка к развитию.

Схематически городское сообщество состоит из четырёх частей. Одна четверть – это муниципалитет: школы, детсады, коммунальные предприятия, городское здравоохранение, учреждения культуры. Другая четверть – это областные организации: исполнительная и законодательная власть, многочисленные учреждения регионального подчинения. Ещё четверть составляют федеральные структуры: высшая школа, научно-исследовательские институты Академии наук, силовики в лице пограничников и управления ФСБ, а также филиалы различных организаций и представительства госкорпораций. И, наконец, последняя в этом ряду, но не менее важная четверть – это те, кто занимается индивидуальным предпринимательством, работает в частных компаниях, банках,  общественных организациях… Это сфера приватных интересов. Но всё вместе это городское сообщество, а мы все вместе – иркутяне. И никто не убедит меня в том, что мы объективно не заинтересованы во взаимодействии!

В тех случаях, когда все четыре части такого круга интересов взаимодействуют, налицо квадратура круга, единое и гармоничное целое, сочетающее многое из того, что вроде бы не сочетается – пока, во всяком случае. И город живёт, в нём происходит что-то по-настоящему значимое, интересное. А вот если единого «обода» нет, если каждая четверть предоставлена сама себе, отстаивает лишь соб-ственные интересы, движения не происходит. Эффекта должного не возникает.

– А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы этот эффект возник?   

– У нас сейчас появился уникальный шанс, подчёркиваю – уникальный. Наш губернатор выступает как стратег, как человек, который знает, куда и как вести регион, а значит, куда и как должен двигаться в своём развитии областной центр как ключевой город региона. Дмитрий Фёдорович уже ставит задачи в рамках реализации этой стратегии и доказал, что для него, как для политика общероссийского масштаба, реально привлечь помощь федерального центра. Но он наверняка рассчитывает, что мы, депутаты Иркутска, активно поддержим его и выступим в качестве общественных лидеров в городе, способных выдвинуть идеи преобразований в рамках этой стратегии и консолидировать городское сообщество.

И я убеждён, что мы на это способны! Вспомните минувшие выборы в Думу. Ведь многие депутаты-единороссы помогали друг другу в решении проблем, связанных с организацией штабной работы, подготовкой агитационно-пропагандистских материалов. Да просто психологически помогали: звонили, обменивались мнениями, консультировали… Это здорово, и это доказывает, что потенциал есть – мы можем не только «дружить против»! А следовательно, надо этот потенциал реализовать. Уверен, что депутат, представляющая в Думе «Справедливую Россию», и депутаты-самовыдвиженцы поддержат нас, единороссов, в этом стремлении. Не могут не поддержать, если действительно хотят, чтобы город жил лучше!

В короткой перспективе, в ближайшие 4–5 месяцев, перед нами стоят понятные и чёткие задачи. Прежде всего, необходимо сформировать бюджет. Во-вторых, необходимо помочь администрации города достойно провести отопительный сезон. В-третьих, нужно подготовиться к выборам нового мэра города, которые, по всей видимости, состоятся в марте следующего года, и консолидированно выступить в поддержку той кандидатуры, которую предложит губернатор. Надо понимать, что первое слово в этом вопросе за главой региона, и это совершенно естественно. Мы должны принять осознанное и активное участие в организации и проведении выборов, а после этого помочь и новому мэру без раскачки приступить к своим обязанностям. Ну а затем наступит пора непосредственной подготовки к празднованию 350-летия города. Пора это чрезвычайно ответственная, и дело даже не в том, какими будут собственно праздничные мероприятия. Как мне кажется, стоит ещё раз понять, а всё ли мы сделали для того, чтобы празднование стало не конечной, а отправной точкой  в жизни города, чтобы оно дало своеобразный толчок его развитию за счёт привлечения новых деловых партнёров, средств, новых идей.

– И вы верите, что так всё и будет?

[dme:cats/]

– Верю. Единственное, что настораживает: мы по инерции прежних времён, по привычке можем уйти в плоскость неких подковёрных интеллектуальных движений и руковод-ствоваться не интересами дела, а изучением конъюнктуры и слухами. Сейчас, например, уже запущены слухи о некоторых из тех депутатов, кто способен претендовать на избрание председателем Думы. Слухи глупые, но они есть, и они из разряда: «То ли он шинель украл, то ли у него!». А значит, велика опасность, что мы вместо нормального открытого диалога на самые острые темы – диалога,  соответствующего духу и принципам внутрипартийного общения в «Единой России», – будем заниматься ожиданиями очевидного сигнала со стороны вышестоящей персоны. Это возможно даже сейчас, когда политическая ситуация в городе меняется, уже во многом изменилась. Это возможно, но нужно ли? Лично я хочу, чтобы Иркутск стал если не лучшим городом на планете, то уж лучшим в Сибири точно! Но разве другие депутаты хотят не того же самого?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры