издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Голоса на распродаже

На выборах отмечен, но не выявлен массовый подкуп избирателей

Два города – Иркутск и Усолье-Сибирское – стали «лакмусовыми бумажками» этих муниципальных выборов. Столица дала рекордно низкую явку – 21,2%. Усолье, всегда бывшее пассивным, резко прибавило – 35,3%. В Иркутске у «Единой России» – «триумфальная победа». В Усолье – столь же «триумфальный» провал. Зато именно в Усолье-Сибирском достигнут рекорд голосования за самовыдвиженцев. Наблюдатели полагают: налицо опасная для партий тенденция. Доверие к партии власти падает, надежд на противовес «медведям» практически нет. Люди вынуждены уходить в «стихийную оппозицию». Или выгодно продаваться. На нынешних выборах поставлен рекорд «пьяного» голосования. Средняя цена за голос – 200 рублей и бутылка водки.

11 октября избирались 294 депутата и 12 мэров и глав поселений. За кресла в местных Думах состязались 952 кандидата, на выборы мэров вышел 61 человек. Председатель областной избирательной комиссии Людмила Шавенкова сообщила, что на участках работало более трёх тысяч наблюдателей от кандидатов. Явка в Иркутской области составила около 32%. Самая низкая наблюдалась в Иркутске – 21,2%. Впрочем, Людмила Шавенкова считает, что подобный показатель «достаточно высок» для столицы Восточной Сибири и превышает средние цифры последних кампаний на 2-3%. А вот Усолье-Сибирское, напротив, показало себя неожиданно. Здесь всегда была традиционно низкая явка, а тут город выдал 35,3%. Иркутской области в каком-то смысле повезло – в этой кампании здесь отработали практически все российские выборные тренды. И очень хорошо стало видно, как «куются» триумфальные победы.   

Как на экзамене

Экзамен на выборах «Единая Россия» выдержала, заявила в понедельник на брифинге секретарь ИРО партии Людмила Берлина. По данным облизбиркома, на выборах в Думы «ЕР» взяла 65,9%, или 194 мандата. По информации самого реготделения, и вовсе 68%. Для сравнения: в марте «медведи» показали всего 60%. Из 11 претендентов на посты мэров единороссы получили шесть кресел. Иркутяне практически сравнялись с Москвой: «ЕР» дала там столь же «тотальную» победу, улучшив свой результат с выборов в Госдуму на 12% (с 54 до 66%). Впрочем, о том, как «ковалась» победа в Москве, уже ходят легенды. В Иркутске о вбросах и приписках никто пока не заявлял. Однако все наблюдатели сходятся во мнении: нынешняя кампания по использованию «грязных» технологий превзошла мартовские выборы.

Хотя эксперты не спешат называть победу «Единой России» безусловной. Лучшим свидетельством того, что партия власти «набила оскомину» избирателям, а оппозиция их не удовлетворяет, является простая цифра: на втором месте после «ЕР» по количеству мандатов – самовыдвиженцы с 21,09%. КПРФ удалось отвоевать только семь кресел (2,38%), ЛДПР – 6 (2,04%), «Справедливой России» – 15 (5,1%).

Случившееся в Усолье-Сибирском – прямой показатель «протестного голосования», считает ряд экспертов. Единороссы сумели взять в местной Думе только два места, уступив даже «эсэрам» с тремя мандатами. Зато в парламенте 16 самовыдвиженцев. Впрочем, есть мнение, что парламент пополнили сторонники экс-мэра Евгения Кустоса. «По нескольким местным отделениям наша конференция работу не завершила. Мы её завершим»,–  намекнула Людмила Берлина. Это означает, что «ЕР» ждёт «чистка» глав местных отделений, а усольских независимых депутатов – ангажемент в ряды партии власти. Политолог Александр Кынев отметил, что похожие ситуации развиваются в целом по России. В некоторых городах даже были созданы неформальные альянсы самовыдвиженцев. Ещё одна тенденция нынешних выборов – это создание неформальных блоков кандидатов-одномандатников. Так, в городе Кургане в девяти округах выдвинулись члены профсоюза «Защита», они и ещё семь присоединившихся к ним кандидатов практически во всех округах составили главную оппозицию «Единой России», выступая как неформальный блок «Защита». В Архангельске аналогично выступило движение медиков.

На братских коммунистах единороссы блестяще сыграли партию по «выщёлкиванию» кандидатов с регистрации. По информации Александра Кынева, похожая схема работала и в Москве, где оппозицию отсеяли ещё на регистрации. Выборы в Братске проходили «дуплетом» – и мэра, и Думы. В результате единоросс Сергей Серебренников взял рекорд по области – 77,24%, а его коллеги-«медведи» – 80% в Думе. Коммунисты, успевшие отвоевать и зарегистрировать 10 из 15 кандидатов своего списка, провели в Думу только одного человека – Валерия Пигарева. Выборы по Братску КПРФ уже окрестила самыми «грязными», поскольку длительные судебные разбирательства по поводу отмены регистрации списка не позволили ей «полноценно провести агиткампанию».  Второй секретарь обкома КПФР Евгений Рульков уверен, что  коммунистов «выдавила»с братской выборной площадки именно «Единая Россия». «Подобные действия шли по всем территориям. К примеру, в Усолье трёх наших кандидатов-медиков «консультанты» от «Единой России» вынудили выйти из списка и с выборов под угрозой потери работы», – сказал Рульков. О том, что у коммунистов были реальные шансы пополнить Думу, говорит факт, что семь из десяти «красных» кандидатов заняли вторые места, два – третьи. «Мы будем обращаться в суд с заявлением об отмене результатов выборов по Братску, – заявил «Конкуренту» Евгений Рульков. – Сегодня мы должны завершить сбор жалоб. К примеру, есть факты незаконного нападения сотрудников милиции на нашего кандидата, а также «досрочного» голосования по бюллетеням, в которые не были включены кандидаты от КПРФ».

«Единой России» удалось хорошо отработать в Усть-Илимске – заставить тамошних «эсэров» слегка поделиться победой. Ещё до выборов региональные справроссы не без оснований заявляли, что готовы взять большинство в Думе Усть-Илимска. Взяли в итоге только 7 мест против 16 единороссовских. «В условиях тоталитарного засилья «Единой России» этот результат более чем хорош», – заявил заместитель руководителя регионального отделения «СР» Владимир Матиенко. Сейчас он уже деликатно говорит, что изначально «эсэры» планировали провести не более 10 человек. «А что плохого? Практически 30% Думы – наши представители, а раньше «эсэров» в Думе Усть-Илимска не было. Мы намерены создавать фракцию». Один из руководителей усть-илимской кампании, депутат ЗС Владимир Ташкинов, насчёт фракции более осторожен. «Если у нас не возникнет взаимопонимания с представителями других партий в Думе, то, конечно, мы используем все возможности, в том числе и создание фракции, для обозначения своей позиции», – сказал он. По информации «Конкурента», между «медведями» и «эсэрами» в этой кампании была определённая договорённость о распределении мест по отдельным округам в пользу партии власти. Так «трудный» для «ЕР» город был отработан на «отлично». Владимир Ташкинов от комментариев на эту тему воздержался. Его коллега Матиенко заявил, что не было «абсолютно никаких» договорённостей. На аналогичный вопрос «Конкурента» Людмила Берлина заявила: «Основной принцип «ЕР» обозначила – «Мы – за честные выборы». В политических вещах всегда комфортнее при двустороннем движении. Альянсы также не исключены». До конца месяца в Усть-Илимске состоится Дума, сообщил Ташкинов. И первое, что «эсэры» намерены сделать, – инициировать отставку осуждённого мэра Виктора Дорошка. Процедура пока обсуждается. Ташкинова называют в качестве одного из главных претендентов на пост мэра.

Пора триумфальных побед

Победу «ЕР» в Иркутске Людмила Шавенкова назвала «триумфальной». В столице Восточной Сибири «медведи» сумели занять 91,43% думских кресел. За день до выборов стало известно, что мэр города Владимир Якубовский выдвинут губернатором на пост члена Совета Федерации от Иркутской области. Это означает, что у новой Думы открываются широкие возможности. Как только ЗС одобрит кандидатуру Якубовского, тот напишет заявление о сложении полномочий. И управлять городом вплоть до появления нового мэра будет глава Думы. А его депутаты должны будут избрать уже на первом заседании на будущей неделе. Причём, следуя внесённым накануне выборов изменениям в Устав города, открытым голосованием. Борьба за власть здесь – «внутривидовая», потому как кроме «ЕР» в думской «берлоге» только два самовыдвиженца и один «эсэр».

«Мы привыкли, что представительная власть в городе – это «осетрина второй свежести», – отметил депутат гордумы Олег Геевский. – А под истинной властью понимается только ветвь исполнительная. Теперь же у нас есть шанс показать, действительно ли мы способны сформировать конструктивный и самостоятельный инструмент, способный принимать нужные городу решения. Эффективность работы нового созыва будет полностью зависеть от того, насколько взвешенно и грамотно мы подойдём к выбору спикера гордумы». Наблюдатели пока воздерживаются от прогнозов того, кто может оказаться  в этом кресле. Очевидно, что желание «рулить процессом» есть и у председателя прошлого созыва Андрея  Лабыгина, и у Олега Геевского. Последний, по информации «Конкурента», имеет поддержку у руководства ИРО «ЕР».

От того, кому единороссы вручат полномочия спикера, будет зависеть и судьба поста мэра. У Думы есть право внести в Устав, по крайней мере, две существенные поправки – или ввести должность сити-менеджера, или же прописать процедуру избрания мэра из своего состава. «Такая правовая возможность присутствует в течение шести месяцев со дня сложения мэром полномочий, – отметила Людмила Берлина. – Партия не обсуждала этот вопрос, и как поступят городские депутаты, мне неизвестно. Мое личное мнение: прямые выборы мэра – это наиболее приемлемый вариант».

Мнения юристов расходятся. Одни говорят, что внесение этих поправок в Устав сейчас бессмысленно, так как они начнут действовать только с нового созыва гордумы. «Действительно, если изменения касаются формата власти, то они начинают своё действие со следующего созыва, – сказал профессор ИГУ, заслуженный юрист России Сергей Шишкин. – Однако всё очень сложно, надо подробно смотреть нормы конкретного Устава.  Ведь норма «правила игры в ходе игры не меняются», определённая Конституционным судом, работает применительно к тому институту, который подвергается трансформации. Мы имеем дело со статусом главы города. Фактически если выборы нового мэра назначаются на март, то и отсчёт нового формата этого института власти можно вести с марта. Простор для казуистики есть».  

Пьяный голос

«Интерес к выборам был», – констатировала Людмила Шавенкова. Такой, что курьёзных ситуаций случалось более чем достаточно. К примеру, на участке № 688 зафиксировали «неоднократное отпадение печати на переносном ящике для голосования», свидетельствуют специалисты ассоциации «Голос». А на УИК № 489 «отмечен факт волеизъявления избирателей прямо на столе членов избирательной комиссии». На участке № 691 человек вместе  бюллетенем кинул в ящик ещё и денежную купюру. Некоторые  стремились выразить «твёрдую гражданскую позицию» заранее. На 7 октября досрочно проголосовали уже 6,1 тыс. человек. Причём более 5 тысяч – только в Иркутске. Для сравнения: в Куйтунском и Братском районах, которые занимают второе и третье место, – 271 и 148 человек. По информации обкома КПРФ, многих бюджетников в Иркутске обязали прийти на выборы. Более того, некоторые слышали призывные звонки в дверь и требования «отдать долг» по нескольку раз за день.    

Особый тренд этих выборов – «пьяное голосование». «С полной ответственностью заявляю, что на моём округе значительный вклад в формирование картины внесли маргинальные элементы», – заявил «Конкуренту» заместитель гендиректора телекомпании «Аист» Валерий Почекунин (он шёл по иркутскому округу № 24, Синюшина гора). Почекунин рассказал, что на участке № 646, где расположены малосемейные общежития и в большинстве своём контингент «сильно пьющий», была выявлена необычайная активность электората. До выборов  тут проголосовало 162 человека, тогда как на соседнем, 642-м участке  – только 41. Трудно поверить, что все эти люди срочно отправились не в запой, а в командировку. «В день выборов я лично видел, как к участкам подвозили людей, – говорит Почекунин. – Один из «клиентов» даже по ошибке подошёл ко мне и моему товарищу, размахивал паспортом и просил денег за голос». Цена одного голоса – от 200 до 500 рублей, отметил Почекунин.

Девушка-агитатор на округе №15 рассказала, что ей случилось в субботу у избирательного участка побеседовать с несколькими пенсионерками, которые пришли «заранее голосовать» за одного из кандидатов, обещавшего им по 200 рублей. Бабушки посчитали, что голос надо продать заранее, «а то завтра на дачу ехать». Корреспондент «Конкурента» в одном из домов округа № 35 (микрорайон Юбилейный) лично пообщался с женщиной, страдающей алкоголизмом. Людмила (имя изменено) рассказала, что ещё летом некто из местных кандидатов раздавал в супермаркете продукты. «Надо было пенсионерам прийти и на фотик сняться, сахар за это давали, – сообщила она. – Тушёнку ещё обещали». А в день голосования люди от кандидата пообещали Людмиле бутылку водки и 200 рублей. Водку сунули «втихую» рядом с избирательным участком в областной больнице, рассказала она. А вот с деньгами «накололи». «Мы уверены:  эта избирательная кампания проходила в условиях широкого использования административного ресурса и крупных подкупов избирателей», – заявил Евгений Рульков.

Наблюдатели ассоциации «Голос» зафиксировали в Иркутске более 100 случаев, которые можно было бы квалифицировать как «влияющие на итоги голосования». Информация о подвозе избирателей поступала с участков №№ 511, 535, 587. О подкупе деньгами, спиртными напитками и продуктами сообщали участки №№ 538, 549, 601, 674 (Свердловский и Ленинский районы). На участке № 538 «очень заботливый сосед» собрал целый микроавтобус избирателей. «На участке № 549 отмечен коллективный приход подвыпивших избирателей, которые интересовались, где выдают деньги», – говорится в пресс-релизе.  

Информацией о подкупе располагает и облизбирком. Однако Людмила Шавенкова сообщила, что лично обращалась в органы ГУВД, и там сообщили, что фактов подкупа не зафиксировано. Установить связь между раздающими «добро» и конкретным кандидатом очень трудно, пояснила Шавенкова. А значит, юридически подкупа не было, чем и пользуются нечистые на руку претенденты. «Они, помимо всего прочего, ещё и очень хорошо знают законодательство», – отметила глава облизбиркома. К примеру, в Усть-Илимске дело о подкупе даже дошло до суда, однако суд не подтвердил факт передачи денег. В Иркутской области за всю историю выборов не было ни одного случая доказательства подкупа в суде, сказала Шавенкова. По России – были.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры