Деньги «в подарок»
Свидетели по делу бывшего вице-губернатора области Сергея Воронова вспоминают, как проходила оплата услуг, оказанных на IV БЭФе
В Кировском суде Иркутска началось слушание ключевых свидетелей по делу бывшего вице-губернатора области Сергея Воронова и экс-руководителя региональной Дорожной службы Виктора Бушуева. На заседаниях выступают представители предприятий, чья работа на IV Байкальском экономическом форуме (БЭФе) была оплачена средствами, ставшими предметом детального изучения следствия. У Виктора Бушуева даже появился второй адвокат, специалист по экономическим вопросам. «Сейчас будет рассматриваться сложная часть дела: кто куда ходил, кому сколько денег перевёл», – объясняют его появление участники процесса. Корреспонденту Ксении ДОКУКИНОЙ после посещения заседания показалось, что в этом действительно будет очень сложно разобраться.
На очередном заседании Киров-ского суда к адвокату Бушуева Татьяне Пустогородской присоединилась правозащитник Эльвира Андриянова. «Это специалист по экономическим делам, – пояснил «Конкуренту» общественный защитник Воронова Владимир Кулехов. – Сейчас в суде будет рассматриваться сложная «проводочная» часть: кто куда ходил, кому сколько денег перевёл. Она будет разбираться». По словам Кулехова, Андриянову «специально выписали из Новосибирска». «Видимо, новосибирские адвокаты лучше знают положение дел у подсудимых – Воронов и Бушуев в этом городе больше времени просидели», – предположил он.
«Проводочную» часть уже начали рассматривать на нескольких прошлых заседаниях: в суде в качестве свидетелей выступали представители предприятий, работавших на IV Байкальском экономическом форуме (БЭФе) по договору с Фондом поддержки гражданских институтов. 8 октября вместе руководителем ещё одной такой фирмы, генеральным директором ООО «Байкал Круиз» Александром Глушковым, допрашивалась и непосредственная участница процесса выдачи денег за работу на БЭФе – бывший главный бухгалтер фонда Алёна Брагина.
Как рассказала Брагина, в 2006 году Фонд поддержки выиграл в администрации Иркутской области конкурс на заключение государственного контракта на проведение Байкальского форума. Сумма госконтракта, с её слов, составляла «около шести миллионов рублей», но «общая смета была очень большая, свыше 30 млн. рублей: предполагалось привлечение спонсоров, пожертвований и взимание регистрационных взносов». (Ранее в «Конкуренте» озвучивались суммы в 6,5 млн. рублей и 30–35 млн. рублей соответственно, их называли бывший замминистра экономического развития региона Александр Анчугин и начальник управления внешнеэкономической деятельности областного министерства Татьяна Павловская).
– Кем была подписана общая смета БЭФа? – поинтересовалась правозащитник Сергея Воронова Ирина Френкель.
– Тот вариант, который видела я, не был подписан. У меня смета была только в электронном виде, – ответила главный бухгалтер Фонда поддержки гражданских институтов. – В документе были перечислены статьи расходов и приблизительные суммы, на которые мы должны были ориентироваться.
– Но приблизительные суммы – это не смета. Что, фонд мог решать самостоятельно, как тратить деньги?
– Я не знаю, этими вопросами занималась руководитель фонда Юлия Юркова.
Когда пришло время оплачивать услуги, оказанные предприятиями, привлечёнными на форум, «той суммы, которая набралась, к сожалению, не хватило», рассказала Алёна Брагина. «Нехватка» составила порядка 13–15 млн. рублей.
Среди предприятий, на которые не хватило средств, оказалась фирма Александра Глушкова «Байкал Круиз», оказывавшая на БЭФе автотранспортные услуги.
– До БЭФа на счёт моего предприятия была перечислена предоплата за услуги в сумме 300 тыс. рублей, – рассказал сам Глушков. – По окончании форума было подсчитано, что стоимость оказанных услуг равнялась двум с лишним миллионам рублей. Нам перечислили ещё 750 тысяч, а выплату оставшейся части денег я ждал следующие три месяца.
В последних числах декабря 2006 года Глушков был приглашён госпожой Юрковой в «Байкал Бизнес Центр», где она в частном разговоре сообщила, что с предприятием наконец намерены рассчитаться. Но для этого необходимо было переделать акт выполненных фирмой работ, уменьшив первоначальную сумму их стоимости на миллион рублей.
– Мне сказали, что этот миллион мне отдадут наличными, потому что деньги получены от спонсоров и нет необходимости предоставлять на них какие-либо документы, – пояснил Глушков. – Я переделал смету и подписал новый акт на сумму 1 млн. 50 тыс. рублей. Кроме того, Юркова договорилась со мной о скидке. По идее, мне должны были выплатить 1 млн. 60 тысяч рублей, но, по словам Юрковой, денег на всех не хватало, и у фирм, которым организаторы остались должны, просили немного уменьшить сумму долга. Я «скостил» долг на 60 тысяч рублей.
Со слов Алёны Брагиной выходит, что параллельно 29 декабря Юркова позвонила ей и сказала, что в офисе фонда в сейфе находится 10 млн. рублей, которые нужно будет выдать на следующий день представителям организаций, привлекавшихся для работы на форуме.
– Деньги лежали в пакете с логотипом банка ВТБ: несколько запечатанных упаковок по миллиону рублей и россыпь тысячных купюр, – сообщила Брагина. – Приезжавшим людям, о которых мне говорила по телефону Юркова, я выдавала средства расходными кассовыми ордерами, в которых указывались сумма, подпись получателя и, по возможности, его паспортные данные.
Своей подписи в этих документах бухгалтер не ставила.
– Я спросила у Юрковой, официально ли проводятся эти деньги, и, получив отрицательный ответ, решила нигде не расписываться, – пояснила Алёна Брагина. Откуда взялись эти деньги, она объяснить не смогла. Также оставила без ответа вопросы, почему в ордерах не указано основание выдачи, а получатели значатся как физические, а не юридические лица.
– А какие тут могут быть пояснения, – ответил на те же вопросы Александр Глушков. – Я не мог получить деньги на протяжении трёх месяцев, уже не надеялся на погашение долга и радовался, что его всё-таки выплатили. Потому что толпа народу, которая работала на этом форуме, готова была меня растерзать за долги. Мне буквально подарок на Новый год сделали.
Все наличные денежные «подарки», по словам Брагиной, были розданы 30 декабря (хотя по необъяснённой причине в расходных ордерах стоят разные даты). Единственный долг санкт-петербургскому контрагенту БЭФа «примерно в миллион рублей» был заплачен безналичным способом.
– В Транскредитбанке я открыла счёт на своё имя, положила туда деньги и направила их в Петербург, оформив сумму договором займа – чтобы средства перевели без комиссии, – пояснила Брагина. – Меня попросила сделать это Юлия Юркова, чтобы не светилось её имя.
Полученных ответов Брагиной участникам процесса показалось недостаточно, поэтому её попросили явиться на следующее заседание. Как рассказал «Конкуренту» Михаил Кулехов, среди ещё не выступавших на суде свидетелей значатся экс-губернатор Приангарья Александр Тишанин, бывшие председатель Законодательного Собрания Иркутской области Виктор Круглов и председатель комитета по собственности и экономической политике Максим Сурнин, хотя «честно говоря, их свидетельские протоколы содержат по два слова». Ранее в качестве свидетелей были допрошены Александр Анчугин и директор департамента инвестиционного развития и национальных проектов региона Андрей Пуцик. Правда, последний, по словам Кулехова, оказался «не в теме». Рассуждая о свидетельских показаниях по этому делу, общественный защитник заметил, что, хотя свидетели отвечают не на все вопросы, «благодаря этому процессу картинки прошлого становятся более ясными, и оказывается, что многие события были связаны».