Возраст «октябрятам» не помеха
Октябрьский суд г. Иркутска отмечает в эти дни 70-летие. Свою историю он ведёт с 39-го года прошлого века, когда на карте областного центра появился новый район – Сталинский. Теперь уже мало кто знает, что жители нынешнего Октябрьского района именовались сталинцами до 1961 года. Ещё до того, как сформировались местные органы власти, в новом районе приступили к работе судьи. Они назывались тогда участковыми, как врачи. И, надо думать, нужда в услугах представителей этой древней, упоминаемой ещё в Библии профессии, была не менее острой, чем в лекарях.
Сегодня судьбы людей в Октябрьском, одном из центральных и престижных районов Иркутска, решают 17 судей уголовной и гражданской специализации. А ведь многие иркутяне, наверное, ещё помнят, как два десятка лет назад Октябрьский суд ютился в нескольких кабинетах под одной крышей с Кировским и Иркутским. Штаты его были в то время куда скромнее: правосудие в районе отправляли трое народных судей да сам председатель. Когда партийная власть приказала долго жить, а её резиденции заняли служители Фемиды, они искренне радовались новоселью, которое стало началом больших перемен.
Именно в те годы всерьёз заговорили о независимости третьей власти, создали Судебный департамент, вывели Фемиду из-под «крыши» органов юстиции. А бывший начальник областного управления юстиции Николай Кулик пришёл в Октябрьский суд председателем и застал удручающую картину. Потолок в его кабинете лежал буквально на полу, вода в графине замёрзла, а на дверях можно было вешать табличку «Ушли на больничный».
За десять лет, прошедших с тех пор, многое изменилось. Здание модернизировано, у всех работников, в том числе и технических, на столах персональные компьютеры, благодаря внедрению государственной автоматизированной системы «Правосудие» создана база для взаимодействия с Судебным департаментом, областным судом, органами судейского сообщества. Так ведь и требования к обеспечению судебной власти изменились кардинально. По сегодняшним меркам здание на улице Байкальской на Дворец правосудия никак не тянет, да и «выросли» уже давно из него «октябрята» – гражданской коллегии пришлось переехать в арендованное помещение на 1-й Советской.
И если ещё несколько лет назад даже мечта о каком-то пристрое к суду казалась председателю несбыточной, то сегодня коллектив воспринимает как должное грядущий переезд в отдельное новое здание. В микрорайоне Солнечный для него строятся, если сравнивать с сегодняшними условиями, настоящие хоромы. В 2010-2011 годах «октябрята» получат в своё распоряжение целых шесть этажей, обустроенных по самым современным требованиям. У каждого судьи появится не только отдельный кабинет, но и собственный зал заседаний, и совещательная комната, а ещё – кабинет для помощника, комната для свидетелей, приёмная для посетителей. И для тех, кто пойдёт в суд искать справедливость, будут созданы, наконец, нормальные, человеческие условия: гардероб, буфет, холл с информационной техникой. Конечно же, будет работать и общественная приёмная. Районным судам эта форма приёма заявлений рекомендована недавно, но Николай Кулик ввёл её почти десять лет назад и безо всякой подсказки сверху.
«Кого мы сможем защитить, если проблема, с которой к нам пришёл человек, вместо предусмотренных законом двух месяцев будет решаться годами?» – говорит Николай Гаврилович, вспоминая время, когда он, оставив кресло чиновника, вернулся в судейский корпус. Больше всего его тогда шокировало, что люди занимали с пяти часов утра очередь, чтобы попасть на приём к судье. «Я приходил на работу и видел костры, которые возле здания Октябрьского суда разжигали желающие поискать у нас правды, – рассказывает председатель. – Тогда я ввёл новую систему: приём граждан стал вести специалист-консультант, который регистрировал заявления в компьютере и по кругу отписывал дела судьям. Через неделю очередь ликвидировалась. Количество дел и нагрузка судей, конечно, увеличились. Зато все нуждающиеся получили доступ к правосудию, как и положено по закону».
Нагрузка на каждого из вершителей правосудия здесь всегда выше среднеобластной. При этом показатель качества – стабильность решений после обжалования в кассационной инстанции – тоже выше среднего по области. Кардинально изменилась и ситуация со сроками рассмотрения дел – только за последний год число принятых с нарушением сроков решений сократилось вдвое. Но и с таким положением мириться люди в мантиях вовсе не собираются, ведь это означало бы махнуть рукой на главный принцип правосудия – его доступность.
Вообще говорят, что в этом суде работается легко: атмосфера здесь добрая, в ней царят взаимопонимание, взаимовыручка и творческий дух. «Наш дружный «октябрятский» коллектив», – так называют себя сами работники суда. Вечно они участвуют в каких-нибудь конкурсах, сочиняют гимны, а когда в здании Октябрьского суда проводятся серьёзные мероприятия (здесь единственный в судебной системе конференц-зал), то вместо скучных приветственных речей хозяева встречают гостей весёлыми номерами, которые сами же придумывают.
При этом за судом остаётся слава серьёзной школы профессионального мастерства. Подросших «октябрят» с удовольствием «прибирает к рукам» областной суд. Всех, кто туда перебрался за последние годы, сложно даже перечислить: Светлана Бурдукова, Валентина Петухова, Людмила Пастухова, Елена Трофимова, Людмила Гуревская, Валентина Татарникова, Елена Лузина. Многие секретари и помощники из Октябрьского суда облачаются со временем в мантию: одни уходят в мировую юстицию, как Ольга Матвиенко и Александра Сергиенко, другие, например Флора Мурашова и Оксана Махмудова, рассматривают теперь дела в районных судах, а Людмила Корнюшина и Надежда Недашковская пополнили уголовную коллегию Иркутского областного суда. Поддерживают связь с родным коллективом давно уехавшие в столицу Анатолий Першутов, который трудится сегодня в Высшем Арбитражном суде, и судья Мытищенского суда Ольга Макарова. А если посмотреть список преподавателей Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, увидишь и в нём фамилии многих «октябрят»: ушедших в отставку судей Татьяны Вороновой и Людмилы Павловой, бывших председателей суда профессора Владимира Татарникова и начальника Управления Судебного департамента в Иркутской области кандидата юридических наук Николая Новокрещенова.
[/dme:i]
Выделить из нынешнего состава суда тех, кто пользуется большим авторитетом у коллег, трудно – список получился бы слишком внушительным. Но одним из первых в нём оказался бы Николай Устьянцев, правая рука председателя суда, его стаж перевалил уже на третий десяток. Заместителю председателя по уголовным делам Евгении Шипициной доверены судьбы несовершеннолетних – трудных детей, которых нужно не только наказать, но, главное, вернуть в общество, заставить сойти с криминальной дорожки. И ей удаётся справляться с этой сложнейшей задачей. Александр Кузнецов и Ирина Рафикова, являясь заместителями председателя суда, на протяжении многих лет с неизменно высоким качеством рассматривают актуальные гражданские дела. Им на смену подрастает молодёжь – Ольга Астафьева, Наталья Амосова, Елена Белова, Александр Куликов, Константин Авдеев надели мантию недавно, но уже показывают высокий профессионализм.
Особым авторитетом в суде пользуется администратор Николай Фёдоров. Председатель считает его своим главным помощником, а судьи говорят, что за спиной настоящего полковника, отслужившего в рядах Вооружённых сил больше четверти века, они чувствуют себя защищёнными от всех мелких неурядиц: можно работать спокойно, Николай Васильевич обеспечит всем необходимым. Лицом суда те, кто приходит искать правду у Фемиды, обычно считают канцелярию: от того, как здесь встретят человека, зачастую и зависит авторитет третьей власти. Светлана Черненко в следующем году будет отмечать 30 лет работы в судебной системе, 15 из них она занимает этот ответственный пост. В своём деле она дока, как и пришедшие в суд в одно время с ней архивариус Татьяна Ознобихина и секретарь по уголовным делам Татьяна Светницкая.
В Октябрьском суде не забывают своих ветеранов – и тех, кто уже ушёл из жизни, и тех, кто продолжает трудиться или, находясь на заслуженном отдыхе, растит внуков. Как забудешь людей, которые десятки лет вершили не только правосудие, но и саму историю юбиляра: первого председателя Сталинского районного суда Нину Ивановну Тихомирову, заслуженного юриста России Владимира Павловича Корнюшина, почти четверть века возглавлявшего коллектив, Ираиду Даниловну Каминяр, которая уже больше 50 лет отдаёт себя благородному делу, Лидию Петровну Русановскую, не раз выручавшую коллег, будучи уже в отставке.
На таких людях и держится авторитет третьей власти.