«За победу над здравым смыслом»
В последнюю декаду сентября Российская Федерация отметила окончание месяца, объявленного руководством Министерства внутренних дел как крайний срок для победы над коррупцией. Никто, конечно, не ждал, что милиционеры в один момент избавятся от всех «внутренних врагов», и тем более – что министр исполнит свою угрозу и действительно всех уволит, но каких-то результатов в смысле исправления нравов хотелось.
Кое-какие результаты действительно были. Сам министр в интервью программе «Вести» отчитался о проделанной работе: «Только за прошедший месяц к дисциплинарной ответственности было привлечено 4328 сотрудников, в отношении 372 милиционеров возбуждены уголовные дела, в том числе 256 сотрудников привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления, ещё 59 – за взятки». Министра поддержал начальник ГУВД Москвы генерал-майор милиции Владимир Колокольцев – за первые две недели его работы в должности уволены три сотрудника милиции и задержаны ещё трое. Столичная общественность в ответ на это уточняет: три сотрудника ОВД «Сокольники», печально известного тем, что в его стенах были избиты несколько московских студентов, уволены за «незаконное задержание китайского спортсмена». А студентов до сих пор судят за «нападение на милиционеров».
Остальные сотрудники милиции на усилия своих руководителей внимание если и обратили, то вида не подали. Как раз в эти же сентябрьские дни в Новосибирской области живо обсуждали новое слово – «греденция». За эту самую греденцию (а проще говоря, тумбочку под аппаратуру) ГУВД по Новосибирской области готово было отдать, ни много ни мало, 497 тысяч рублей. Итоги тендера на поставку мебели (помимо греденции в лот входили стол для переговоров за 500 тысяч рублей, кресла за 375 тысяч, диван за 477 тысяч, брифинг-приставка за 240 тысяч) не так интересны, как то, что сама постановка вопроса поставила в тупик всех торговцев мебелью в столице Сибирского федерального округа – никто из мебельщиков не мог даже представить себе, как должна выглядеть тумбочка под аппаратуру, ценой превосходящая самый дорогой диван из натуральной кожи.
Впрочем, новосибирские милиционеры всего лишь следовали по стопам центрального аппарата МВД, который в том же антикоррупционном сентябре выставил объявление о закупке тремя лотами мебели для дома приёмов. Наиболее ярким – в прямом смысле слова – предметом в списке оказалась «кровать из вишни, декорированная ручной резьбой, покрытая у изголовья и изножья тонким слоем золота 24 карата 999-й пробы». Глеб Жеглов и Володя Шарапов при виде такого мещанского шика сделали бы стойку и взялись бы за верные наганы, а депутаты Государственной Думы, как отметил один из членов Комитета по безопасности, реагировать не собираются. И то правда: деньги из федерального бюджета, конкурс проводится в соответствии с законом, признаков коррупции не наблюдается.
Отношения россиян со своим государством прошли все стадии – от любви до ненависти, но сейчас, похоже, они переходят в принципиально новую форму. От государства не ждут технологических прорывов, формирования внятной идеологии или демографической политики, не ждут и борьбы с коррупцией – над государством смеются. После случая с кроватью из вишни в Живом Журнале появилось целое сообщество «zakupki_news», члены которого с большим энтузиазмом наблюдают признаки экономического подъёма и стабилизации государственного бюджета. В качестве свидетельств приводятся покупка автомобиля «Mercedes-Benz E 350» (седан) или эквивалента для нужд Института прикладной астрономии РАН» за три с лишним миллиона рублей и покупка скамейки для Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук за 169400 рублей. Это не ошибка и не опечатка – ВНИИМСХ готов отдать за скамейку 169 тысяч бюджетных рублей. Кто после этого скажет, что государство экономит на науке? Да у самого злостного оппозиционера язык одеревенеет.
Не отстают от федеральных структур и регионы. Губернатора Кемеровской области Амана Тулеева недавно, всё в том же памятном сентябре, посетила мысль ввести очередную областную награду – часы женские с дарственной надписью от губернатора. Это настолько захватывающее чтение, что стоит привести текст заявки целиком: «…заказываются часы женские золотые (585-я проба), наручные, круглой формы, швейцарский кварцевый механизм «ЕТА». 3 рубиновых камня, водо-
стойкость 3WR… На корпусе закреплено не менее 26 бриллиантов диаметром не менее 1 мм. Циферблат изготовлен из натурального перламутра, украшен кристаллами Сваров-ски в количестве 8 штук. Цифры на циферблате 12, 3, 6 и 9 накладные с позолотой. Вес часов без браслета не менее 13 грамм. Браслет золотой (585-я проба), выполнен методом литья, объёмный (толщиной не менее 3 мм), ажурный, с растительными мотивами, с тонкой проработкой деталей, полированный. На браслете закреплено не менее 46 цирконов с диаметром каждого камня не менее 1,5 мм. Вес браслета без корпуса часов не менее 20,73 гр. На крышке часов нанесены герб Кемеровской области (в центре), памятная надпись «От губернатора Кемеровской области А. Тулеева» (по окружности). Часы укомплектованы специализированным индивидуальным лакированным подарочным футляром из дерева ценных пород (например, дуб, бук, ясень, вишня, орех, красное дерево) цвета вишни, либо ореха, либо шоколада». Старожилы ещё будут рассказывать внукам: «Времена были тяжёлые, даже часы дарили не платиновые, а всего лишь золотые…».
В Ростовской области нравы попроще: там готовы выложить за ремонт бульдозера ДС-27 сумму в полмиллиона федеральных рублей. Хотя на эти деньги можно купить весь бульдозер, а если чуть подержанный, то ещё и останется. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь спросит с авторов заявки о рациональности таких запросов и эффективности использования бюджетных средств? Не знаю… Зато известно, что убитый в Москве глава Хасавюртовского района Дагестана Алимсолтан Алхаматов постоянно проживал в том самом доме № 21 на улице Новочерёмушкинской, возле которого его настигли киллеры. И, по словам консьержки, отсутствовал лишь «изредка». Дагестан – не самая богатая республика, и что-то подсказывает, что квартира в Москве и бронированный джип – это в сумме как минимум изрядная часть бюджета того района. Увы, покойным вопросов не задают.
Можно зато спросить у министра образования РФ Андрея Фурсенко: как же так случилось, что контрольную по материалам столь любимого министром единого государственного экзамена на факультете кибернетики Московского государственного университета решили только 40% студентов первого курса? Вроде бы ЕГЭ был задуман в первую очередь как антикоррупционная мера, как способ борьбы со взятками… Так каким же чудом получилась из благого замысла его полная противоположность? А можно и не спрашивать, потому как – Россия! Вице-премьер Сергей Иванов предлагает оснастить российские ГЭС датчиками системы «ГЛОНАСС»: они-де чувствуют вибрации в миллиметр и могут предсказать развитие негативных процессов. Кто-то скажет: что же тут смешного, дело благое. А смешно то, что год назад тот же самый Иванов при поддержке командующего Космическими войсками РФ генерал-полковника Владимира Поповкина критиковал точностные характеристики «ГЛОНАСС». Повод для критики был не абы какой – качество компонентов, из которых Роскосмос собирал спутники для системы, не соответствовало предъявленным требованиям. Зато стоили они, наверное… Едва ли за год Космические войска ухитрились поменять начинку спутников, но получилось весело. Как говорят в таких случаях в российском Интернете, «автор… продолжай в том же духе».
Всё, говорят, имеет цену. Цена некоторым решениям – репутация. Государственная Дума Российской Федерации, от имени которой со страной по этому поводу говорила председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, собирается провести специальные парламентские слушания, посвящённые судьбе самого несчастного ребёнка в России. Если вы думаете, что это был избитый приёмными родителями Глеб Агеев или избитый родной матерью Никита Чемезов, – вы плохо знаете Государственную Думу. Ребёнка зовут Дени Байсаров, он сын миллионера Руслана Байсарова и певицы Кристины Орбакайте, внук Аллы Пугачёвой. Ни до, ни после – но в самый разгар семейного конфликта из-за 11-летнего мальчика, наследника 200 млн. долларов (по приблизительной оценке состояния его папы), Государственная Дума решила наконец-то рассмотреть проблему «Благополучие российской семьи: законодательные проблемы и решения». Разве не смешно? Елена Мизулина по праву заслужила одни часики из 30 штук, заказанных губернатором Тулеевым. С благодарственной надписью из заголовка.