Чёрно-белый рынок
Владельцы банковских карт Иркутской области урезали расходы. Статистика Центрального банка России (ЦБ РФ) демонстрирует, с одной стороны, рост числа операций, а с другой – снижение снимаемых и вносимых сумм. Так, юридические лица региона в этом полугодии совокупно сняли сумму в пять раз меньшую, чем за аналогичный период прошлого года: цифра с 1 млрд. 065,1 млн. рублей сократилась до 245,3 млн. рублей. По мнению специалистов, данные свидетельствуют о двух противоположных тенденциях в экономике: с одной стороны, «отбеливается» сектор, обслуживающий физических лиц, с другой – юридические лица отказываются от банковских услуг и уходят в «чёрные» и «серые» схемы.
На начало июля в Иркутской области было эмитировано 1 млн. 359 тыс. 60 карт, доставшихся физическим лицам, свидетельствует статистика ЦБ. Она демонстрирует небольшой, но тенденциозный рост: с начала прошлого года – на 170 тыс. штук, со старта этого – на 40 тыс. карточек. Общее число операций за полтора года увеличилось на 1,8 млн., перевалив за 11 миллионов.
Вместе с тем сумма средств, затраченных клиентами региональных банков за прошедшие полгода, откатилась практически на уровень годичной давности. По данным на июль, она равнялась 34 млн. 297,1 тыс. рублей, тогда как ещё в начале этого года была выше 38 млн. рублей. По мнению руководителя Иркутского филиала ИК «Тройка Диалог» Вячеслава
Шамаева, ситуация вызвана тем, что зачастую банки больше заинтересованы в реализации своих карт, чем их клиенты – в приобретении. «Случается, что банк выдаёт карточку в довесок к счёту, тогда как клиент и не собирался её использовать, – предположил он. – Плюс организации стимулируют приобретение карт скидками на их стоимость и обслуживание. Это как с сим-картами сотовых операторов: благодаря низкой стоимости люди владеют несколькими «симками» и могут ими не пользоваться». По словам начальника отдела продаж компании «БрокерКредитСервис» Александра Воронова, тенденция свидетельствует об «отбеливании» экономики: предприятия потихоньку перестают выдавать деньги в конвертах и переходят на зарплатные проекты. Правда, одна из наших собеседниц, чей работодатель как раз перешёл на такую «белую» схему, рассказала, что с тех пор, как это произошло, жалованье постоянно задерживают. «И за ответами на наши вопросы бухгалтер теперь советует обращаться в банк, раз уж деньги перечисляются оттуда, хотя ясно, что не платит работодатель», – сообщила она.
Одновременно меняется структура операций, совершаемых с помощью банковской карты физическими лицами: доля действий по получению наличных снижается, и, соответственно, возрастает доля, приходящаяся на оплату товаров и услуг. По статистике ЦБ, на операции по расчётам физлиц за товары и услуги ещё в начале прошлого года приходилось 17,8%, а в середине этого – уже 24%. Доля этих операций выросла и в общем объёме платного обслуживания населения, оборотов общественного питания и розничной торговли: с 2,4 до 3,3%. Вместе с этим возрос удельный вес действия по снятию кэша в торгово-сервисной сети области: как по количеству – с 18,6 до 23,4%, так и по сумме – с 4,3 до 5,9%, сообщили в местном отделении ЦБ.
«Совершенно нормальная ситуация, – считает Александр Воронов. – В магазинах появляется всё больше терминалов, поэтому руководители малого и среднего бизнеса могут экономить на услугах инкассаторов, а держателям карт становится без надобности обналичивать средства». Сейчас, по данным ЦБ, на оплату товаров и услуг в среднем уходит около 800 рублей, а на руки получают примерно по 3,9 тыс. рублей (в прошлом году было 4 тыс. рублей).
Зато у юрлиц-держателей количество карт даже уменьшилось. В начале прошлого года оно достигло 1080 штук, а в июле этого уже сократилось до 978. Число операций рухнуло с 13994 штук до 9986, а сумма денег, потраченная в ходе них, – с 1,06 млрд. до 245,3 млн. рублей. Доля действий по оплате товаров и услуг снизилась с 44 до 40,9%. Сумма средств по этим операциям упала практически на 100%: с 127 млн. до 7,8 млн. рублей. Наличных юрлицами региона было снято 245,3 млн. рублей, тогда как в начале прошлого года ЦБ зафиксировал цифру 1 млрд. 065,1 млн. рублей.
По мнению специалистов, эта статистика демонстрирует, что всё больше предприятий переходит на «серые» и «чёрные» схемы оплаты товаров и услуг. «Сейчас не лучшие экономические времена, поэтому предприятия уходят в тень, пытаясь экономить, в том числе и на налогах, – полагает Александр Воронов. – И пока в сферу банковских услуг вовлекается всё больше жителей Иркутской области, экономическое положение региона выводит из этой сферы предприятия Приангарья».