Учёный с душой художника
Профессору Александру Маджарову исполняется 60 лет
Про юбиляров обычно пишут, какие они имеют достижения, и в этом перечне между строк сквозит грусть, которая всегда сопровождает мысли о минувшем. Доктор исторических наук, профессор Александр Станиславович Маджаров – юбиляр действующий. О нём не скажешь – многое успел. Больше подходит восклицание: «Сколько он успевает!»
Его научная и общественная деятельность широко известна. И стоит заговорить о ней, как не хватает места на прочее, что рисует Александра Маджарова как универсальную, многогранную личность.
Профессор В. Казарин в «Этюде об исследователе», посвящённом юбилею Александра Маджарова, пишет: «В 1992 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла его книга «Афанасий Щапов»… Она свидетельствовала о том, что лучшие традиции отечественной историографии не потеряны, они продолжаются и развиваются, несмотря на политическую конъюнктуру».
В следующем после выхода книги 1993 году А.Маджаров успешно защитил докторскую диссертацию в Московском университете, став первым в Иркутске доктором наук по специальности «Историография, источниковедение, методы исторического исследования». В 1996 году ему было присвоено учёное звание профессора по кафедре историо-графии и источниковедения отечественной истории.
И дальше до сего дня – студенты, аспиранты, статьи, книги, Щаповские чтения…
Александр Маджаров пишет рассказы и стихи, а также бродит по берегу Байкала в сопровождении роя мыслей. Вместе они находят выброшенные волной удивительные артефакты, которые мало о чём расскажут историку, а больше мистику и философу, изучающему знаковые системы. Из этих мелких деталей, отвалившихся от храма природы в результате заговора стихий – ветров, осадков, землетрясений, вихревого полёта галактик, профессор Маджаров составляет загадочные композиции. Подобным образом в дополнение к научным степеням и званиям он добывает себе ещё и звание художника-мистификатора.
Когда я стала искать телефон Александра Маджарова в своей записной книжке, то не сразу вспомнила, в каком списке он значится: «писатели, художники, журналисты, соседи, родственники, библиотекари…» Он нашёлся в графе «исполнители» – среди вокалистов и музыкантов. Это и напомнило мне о том, что юбиляр имеет отношение ещё и к музыке. Он сочиняет авторские песни и музыку к стихам иркутских поэтов, что нередко звучат в передачах иркутского городского радио в его исполнении. Концерт А. Маджарова собрал полный зал Дома литераторов им. П. Петрова: одних авторов стихов явилось более десятка, чтобы услышать свои тексты из уст этого сибирского соловья…
Итак, Александр Маджаров – звучит мажорно и столь же энергично, как солнце.
Предки Александра Станиславовича по линии отца происходили из южной Украины, с акватории Южного Буга, из деревни Кодыма.
Отец Александра Маджарова Станислав Михайлович был военный лётчик – фронтовик-орденоносец, капитан авиации. Мама – Маргарита Николаевна – коренная иркутянка, синоптик, метеоролог, знаток и ценитель литературы.
Любопытно, что фамилия «Маджаров» перекликается с похожим этнонимом, упоминаемым ещё в произведении византийского императора Константина Багрянородного, на которого ссылался наш знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о том, как Маджары (угры – «нынешние венгерцы»), «в IX в. жившие на востоке от Киева», «переправились через Днепр и завладели Молдавиею, Бессарабиею».
Поэтому и мы, удивившись глубокой методологической и художественной культуре профессора Александра Маджарова, выдвинем гипотезу, что его генетическая память насыщена эонами и этой земли. Не странно, что из него, выпускника ИГУ, получился крупнейший историк.
Александр Маджаров – прежде всего человек творческий. Именно поэтому для него отечественная история – живое отражение в собственном сознании и отражение сознания. Не случайно свой творческий вечер в Иркутском музее декабристов он назвал «Субъективная история А.С. Маджарова».
На вечере будут представлены выставка инсталляций «Серебряные дребезги души», книга поэзии и прозы «Понедельники как воскресенья», набор открыток с репродукциями «Автографы Байкала».
Коллеги-историки – профессора из Москвы, Омска, Красноярска, Иркутска приготовили книгу о своём ученике, коллеге и наставнике, которая тоже будет представлена на творческом вечере.
Предисловие к ней написал один из крупнейших современных историков России, академик Сигурд Оттович Шмидт (Москва), а введение – иркутяне: известные профессора Л.М.Дамешек и А.В. Гимельштейн.
Иркутск богат культурными событиями, но когда они бывают приурочены к фестивалю Дни русской духовности и культуры «Сияние России», то приобретают особый смысл. Некое сияние действительно сходит на них. Столичных гостей фестиваля почти всегда возят в приленское село Анга, давшее России двух знаменитых деятелей 19 столетия – святителя Иннокентия Московского и историка Афанасия Щапова. Эта поездка всегда происходит в осенние дни с их золотым листом и возвращает памяти глубокие страницы прошлого.
Александр Маджаров считает, что Иркутску нужен музей Афанасия Щапова, и в этом он прав: сколько бы мы ни гордились нашим городом, ему не хватает насыщенного культурно-исторического пласта, который есть у большинства областных городов России.
После детального ознакомления с тем многим, что создал профессор Маджаров, где методом объективного научного анализа, а где посредством субъективной игры воображения, мне захотелось задать ему вопрос: «А для чего Вам нужно столько областей приложения творческих сил?» Поскольку Александра Станиславовича рядом не оказалось, я сама ответила на заданный ему вопрос.
Варианты ответа: «Конечно же, я хочу удивить мир, но не знаю, что его удивит больше». Так бы мне ответил иркутский обыватель. Маджаров-поэт сказал бы: «Вся моя деятельность – это только прикрытие для моей бездеятельной поэтической натуры». Маджаров-художник: «Вокруг столько смутного, непознанного, непонятного и непознаваемого, что это не может не выливаться в особые формы искусства – «Афоризмы Байкала», доверившего мне свои доисторические иносказания», и ещё процитировал бы свои стихи – «Что-то носится, просится, записать, наиграть». Маджаров-историк принёс бы тяжелые тома своих исследований и, как умный человек, промолчал.
Историю делают личности, и профессор А.С. Маджаров – личность в исторической науке. Благодаря деятелям подобного масштаба и продолжают развиваться отрасли отечественной науки. Когда спали оковы партийного контроля, когда растворился в небытие весь советский аппарат, стало видно, что, как и прежде, всё держится на отдельных людях, скрепляющих своей волей и энергией общество.
А искусство даёт крылья, чтобы преодолеть пропасти, ухабы и непроходимые завалы пути. В нём древнее оживает и звучит по-новому или звучит из такого далека, что и слов не слышно – таковы по сути «Афтографы Байкала» Александра Маджарова, уводящие от призрачной и плоской действительности в эру создания мира.
Его юбилей – это подарок городу и обещание следующего значительного этапа.